Запишитесь на бесплатную 30 минутную дистанционную консультацию к психологу по скайпу Skype

Консультация-психолог.рф 

 

Стыд

 
  1. ТИРАНИЯ СТЫДА

  2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТЫДА

  3. ФИЗИОЛОГИЯ СТЫДА

  4. ФУНКЦИИ СТЫДА

  5. ОБЛИКИ СТЫДА

  6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТЫД

  7. КАК ПРАВИЛЬНО МЫСЛИТЬ СВОЙ СТЫД?

  8. НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ СТЫДА

  9. НЕТЕРПИМОСТЬ К СЕБЕ КАК СТИМУЛЯТОР СТЫДА

  10. ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ НА СТЫД

  11. КАК ОСЛАБИТЬ ДЕЙСТВИЕ СТЫДА?

 

 

1.ТИРАНИЯ СТЫДА

 

Среди всех эмоций стыд является самым скрытым психическим образованием. Эта психическая реальность имеет определенную структуру и способна реагировать самостоятельно. Как и любая иная функциональная система, эмоция стыда почти недоступна для умозрения. Она скрывается за другими эмоциями, стимулирует их и не отвечает за последствия. Тарас Бульба в одноименной повести  Н.В. Гоголя убивает своего сына, и внешне это выступает как

проявление праведного гнева, вызванного предательством. А на самом деле этот гнев вторичен. Этому воинственному человеку было просто стыдно, что у него такой сын. Перед лицом своих соратников он не мог этого вынести.

 

Пожалуй, нет человека, который не переживал бы иногда стыд. Приведу результаты некоторых исследований, проведенных профессором П.Г. Зимбардо: 80% опрошенных американских студентов сообщили, что они иногда это чувство переживают. (См. Zimbardo P.G., Pilkonis P., Norwood R. The silent prison of shyness. ~ Stanford University, 1974. Paper distributed by Scott, Foresman College Division, Glenview, Illinois.) Только один процент из 800 опрошенных американских студентов признались, что они не переживают этого чувства. Это как раз свидетельствует не о подлинном отсутствии у них стыда, а о том, что он замаскирован, скрывается за другими переживаниями и не осознается. Ситуации, в которых активизируется стыд, существуют объективно. Разница лишь в том, что у одних стыд проявляется явно, переживается, а у других рассеивается через механизмы психической защиты или выражается через другие, более приемлемые эмоции, такие, как гнев.

 

В теории Фрейда наша бессознательная часть души нейтральна относительно морали. По Фрейду Ид** бесстыден и аморален. (Ид /лат. Id - Оно - Обозначает по Фрейду бессознательную психическую энергию: сексуальные и агрессивные побуждения)  Мне же кажется наоборот, что именно в бессознательной части души коренится эта эмоция стыда, тиранически управляющая поведением человека.

"Я не люблю свою работу и хожу на нее, чтобы добывать корм для домашних, только ради заработка", - говорит мне мой знакомый. Далее из беседы становится очевидным, что он и жену не любит, испытывает неприязнь к своим детям, так как ему кажется, что они больше тянутся к матери. Притом жена зарабатывает больше, чем муж. Что же его побуждает каждый день по семь часов заниматься неприятным для него делом? Ведь он мог бы оставить ра­боту, взять на себя заботы по дому или просто выбрать менее де­нежную, но приятную работу. Ведь он все равно зарабатывает мало.

"Так стыдно же. Жена зарабатывает больше мужа. И не мужское это дело - заниматься домашними делами", - убежденно завершил он нашу беседу.

Одним из методов СГМ-терапии* является осознание клиентом структуры своей эмоции, то есть того, каким образом его умственная функциональная система** бессознательно вырабатывает тот результат, который переживается как данная эмоция. (СГМ - Саногенное Мышление - ("sanos" /греч./ - чистота, здоровье и "genos" /греч./- рождать, производить) - мышление, рождающее здоровье или оздоравливающее мышление. СГМ-терапия осуществляется путем обучения человека саногенному мышлению. Понятие функциональной системы применительно к физиологии было разработано П.К. Анохиным, великим физиологом современности. Нет никаких препятствий для распространения понятия функциональной системы и на сферу психического. Признаки, какими характеризуется любая функциональная система, имеют место не только в работе наших органов, но и в работе души. В этом смысле каждая эмоция или потребность представляет собой психическую функциональную систему. С этих позиций оби­да, стыд, вина и другие эмоции являются таковыми. Обида, например, как структура у каждого человека одна, но она переживается по-разному в разных ситуациях. Этот вывод мной обоснован в моей книге "Постижение переживаний. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ).

 

Для того чтобы этот человек осознал свой стыд, мне пришлось задавать вопросы, из которых стало для него очевидным, что его стыд является переживанием отклонения его реального поведения от своей семейной роли, закрепленной в структуре его личности. Человек это делает, чтобы не испытывать чувство стыда. Стыд же является внутренним управителем, который слепо принуждает его соответствовать чертам своей личности и семейной роли. Именно стыд принуждает его к нелюбимой работе. Итак, стыд - безличная сила, принуждающая его к работе. Из этого факта можно сделать два вывода.

 

В данном случае стыд выполняет функции социального контроля: "Мужчина должен работать и содержать семью, иначе стыдно".

Бессознательная часть нашей души может быть исследована не только методами свободных ассоциаций, но и правильно задаваемыми вопросами, в процессе ответа на которые человек может осознать свои бессознательные импульсы. Набравшись терпения и дочитав книгу до конца, вы узнаете те вопросы, ответы на которые позволяют осознать бессознательную и относительно автономную часть нашей души, которая вырабатывает такую неприятную эмоцию, как стыд.

 

Другие примеры проявления стыда

 

"Я не буду защищать диссертацию, так как ее защищают карьеристы от науки, и мне это занятие не нравится", - говорит мне мой коллега, у которого нет ученой степени, но он преподает психологию, работает в вузе, где наличие ученой степени обязательно.

Я интересуюсь, из чего же состоит его "не буду". Страх? Оказывается, что кроме материальных потерь, о которых он говорит в первую очередь, его страшит ожидаемое переживание чувства стыда и вины за возможную неудачу и по поводу того, что он не сможет ответить на некоторые вопросы своих коллег, которых сам он низко ставит. Здесь стыд маскируется в аргументы, в самомнение, в критику коллег. Вот что скрывается за тем, что готовить и защищать диссертацию по психологии ему не нравится.

 

Например, студент, знающий предмет, уверен, что сдаст экзамен, но все равно испытывает тревогу. Откуда берется тревога? Ведь вроде бы для нее нет причины. Оказывается, его страх вы­зван прогнозированием переживания стыда. А так как он в своей жизни ранее стыдился часто по трудно объяснимым поводам, то его тревога в значительной степени поддерживается иррациональной эмоцией стыда. Не каждый может понять, что в данном случае именно ожидаемая эмоция стыда осознается и переживается как страх.

 

Еще пример. Подросток жалуется на боль в животе. Психолог находит, что появление боли сочетается у него с ситуациями, в которых он вынужден вести себя неподобающим образом, например, врать или поступать против совести. Известно, что стыд часто сопровождается покраснением кожных покровов, которое сочетается с сужением сосудов, питающих внутренние органы. Психолог беседует с подростком о стыде и помогает саногенно размыслить свой стыд. Симптомы абдоминальной алгии (так боль в животе называется на жаргоне медиков) после СГМ-беседы проходят. Итак, изнанкой физической болезни оказывается стыд.

 

 

Эмоция и черта характера

 

Любая эмоция, если она переживается часто, превращается в черту характера. Есть люди обидчивые, гневные, боязливые, так как они часто и по многим поводам обижаются, гневаются, боятся. Какая же черта возникает от частого переживания стыда? Психолог Адлер выявил эту черту, назвав ее чувством неполноценности, которое, как он ошибочно полагал, происходит оттого, что ребенок маленький, беспомощный, а все вокруг него большие, сильные. Если бы это было так, то маленькие тираны вырастали бы без комплекса неполноценности. Ему просто не пришло в голову, что чувство неполноценности происходит от частого переживания стыда. То, что для читателя сегодня очевидно, тогда, в 20-е годы, когда он создавал свою теорию, было недоступно для понимания, так как психоанализ не изучал строение отдельных эмоций.

 

В процессе духовной эволюции человек выработал в себе способность к стыду и тем самым усовершенствовал систему общественного управления своим поведением в интересах этого общества. Эта принудительная и беспощадная, не взирающая на лица система тиранического управления поведением человека, в конечном счете, оказывается выгодной для общества. Те сообщества, которые не смогли выработать у своих членов способности к стыду достаточной силы, исчезли из истории или влачат жалкое существование.

 

2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ СТЫДА

 

Как переживается стыд? Поскольку стыд - неприятная эмоция, то она активизирует защиту бегством, уходом из ситуации. Поэтому переживание стыда содержит ощущение, похожее на то, что некто выставлен на обозрение, на него смотрят, и ему от этого неловко, он "со спущенными штанами", в неглиже. В стыде, кажется, что человек видим для других в неподобающем состоянии. Он хочет исчезнуть из поля зрения и стать невидимым. У детей стыд проявляется в стремлении спрятать лицо, а у взрослого - в желании "провалиться сквозь землю".

 

В переживании стыда содержится импульс к бегству, который не всегда человеком осознается. Эти инфантильные реакции остались от того времени, когда мама была недовольна неподобающим поведением ребенка, строго смотрела на него, качала голо­вой, грозила пальцем: "Ай-ай-ай, как не стыдно!" Критический взгляд безличного существа, невыносимый для взрослого, имеет свой источник в раннем детстве.

Изард, вслед за К. Марксом, считает, что стыд - это обращенный против себя гнев. Здесь совершается ошибка неосновательного присваивания гневу качества стыда. Происходит замена причины следствием, когда гнев считается источником стыда. Дело же обстоит наоборот. Стыд вызывает гнев против себя или других, в зависимости от обстоятельств, в которых он возникает, а не наоборот. Нельзя думать, что якобы гнев против себя превращается в стыд.

 

Любое страдание вызывает защитное поведение. Одной из психических защит является переход энергии стыда в гнев. Поскольку гнев - более древняя эмоция и его механизмы хорошо отработаны, то его переживание, оттягивая энергию стыда на себя, ослабляет боль от стыда. Ведь в гневе мы не замечаем боли, так как в течение многих поколений привыкли в гневе наносить боль другому, даже невинному и чаще всего близкому человеку. В одной басне Крылова ягненок оказался виноват лишь потому, что был под рукой, рядом, и волку хотелось, есть, и он был зол. В ситуации же стыда у человека другой человек может стать жертвой лишь потому, что жертва близка, что он гневен, потому что ему стыдно и плохо.

 

Защита от стыда может осуществляться в особом виде бегства, ухода, который состоит в том, что стыдящийся хотел бы заставить других, весь мир не смотреть на него, ослепить его. Преступник* убивает свидетеля, ослепляя частицу мира. Но мир объективен, и его невозможно сделать незрячим. Признавая это, стыдящийся человек желает сам стать невидимым путем бегства. (Преступник от стыдящегося отличается тем, что его поведение отклоняется от законов, а у стыдящегося от требований его Я-концепции)      

 

 

Стыд активизирует психическую защиту

 

В стыде происходит конфликт между тем, каков ты есть на самом деле, и тем, как проявляешь себя именно в данный момент и этой ситуации. Мысли о том, что такое может происходить не только с вами, но и с другими, вполне приличными людьми, несколько ослабляют переживание стыда. Для стыдящегося характерна психическая защита путем проекции своего состояния на других. "Да, я сделала это, мне стыдно, но посмотрите на других, они не лучше меня!" Стыд - один из мощных стимуляторов механизмов психической защиты.

Любое событие переживается сильнее, если мы не знаем его причин и последствий, то есть не можем их предвидеть. Если же становятся понятны причины какого-либо неприятного события, которое происходит с вами, то эмоциональное напряжение уменьшается. Мудрость уменьшает боль. Положение, в котором оказался человек, может быть облегчено путем объяснения того, почему это стыдное с ним происходит. По Д. Роттеру, люди склонны двояко объяснять свои неудачи: или сваливая вину на других (экстерналисты), или виня самих себя (интерналисты). (См. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб: Питер, 1997. - С 419.)

Первые в состоянии стыда становятся трудно выносимыми для своего окружения: "Если бы не ты, то со мной этого не произошло бы!" Интерналисты же обращают энергию стыда в самокритику и имеют больше шансов впасть в депрессию: "Мир устроен ужасно, особенно для меня, и у меня не может быть света в конце туннеля!"

 

Стыд за кого-либо

 

Человек может стыдиться не только за себя, но и за тех, с кем он себя отождествляет. Муж стыдится за жену, мать за ребенка, сын за мать или отца, если они ведут себя неподобающе. Дети иногда слепнут оттого, что им невыносимо видеть своих родите­лей, если им стыдно за них. Психиатры называют это истерической слепотой. Но не обязательно ребенок слепнет от стыда. Он может делать для себя невидимым самого родителя, когда убегает из дома. Вместе с тем он сам становится для родителей невидимым. Иногда это достигается путем убийства.

 

Я прочитал в газете, что подросток убил свою мать летним вечером, в тенистой роще, где пели соловьи. Мать любила выпить, и была "развратной женщиной". Женщина прилагала героические усилия, чтобы скрывать свои пороки. Она из благих намерений поддерживала приличный имидж семьи и себя в глазах ребенка.

 

          Она старалась "держать образ" и воспитывала сына хорошо, выработала в нем высокие ценности и достоинство. Это ее и убило, гак как сыну видеть ее, когда у него "открылись глаза", стало невыносимо.

В другом случае пятнадцатилетняя девочка убила себя, узнав, что у нее мать очень плохая. Она этого не могла вынести. Эти мамы были очень стыдливы, и в первом случае стыд убил мать руками сына, во втором случае стыд убил дочь.

Как происходит переживание стыда за другого? Когда я идентифицирую себя с каким-то другим человеком, я формирую концепцию того, как он должен себя вести, каким он должен быть. А если он отклоняется, то, что я испытываю? Я испытываю стыд. И в некоторых случаях это приобретает такие совершенно странные формы.

Вот один молодой человек врал, что у него родители работают в Совмине. Потом оказывается, что они работают в министерстве, в гараже, подметают что-то. Значит, возникает вопрос: "Почему он это говорит?" Ясно, что он всем создает имидж, потому что ему стыдно иметь этих родителей. И он всячески изображает, что у него не такие родители. Тогда нужно задать вопрос, который я формулирую: "А кто тебе сказал, что твои родители должны быть высокопоставленными? С чего ты это взял, что это лучше для тебя?" Он тогда думает.

 

Представляете, женщина влюбляется в мужчину и стыдится его, потому что у него низкий статус. Тайно она с ним встречается, культивирует любовь, ей это очень нравится, она его любит. Но вообще чем это омрачено? Тем, что она никуда с ним не ходит. Она стыдится. Ее подруги говорят: "Что это ты? У всех у нас любовники на "мерседесах", а у тебя что? И какой-то не такой он, и одет, как бомж". И тому подобное. Что она сделает? Она может продолжать свою тайную любовь. Отчего она делает тайну? От стыда. Это, конечно, омрачает ее существование.

 

Свирепые сцены ревности возникают большей частью не потому, что она ревнует его или он ее, а просто потому, что ему вот стыдно. Вот у него Я-концепция, что у него жена должна быть верна ему. И он упорно распространяет такое представление, какой-то определенный имидж и тому подобное. И когда обнаруживается, что жена ему неверна, он теряет голову. И в основе этого лежит, оказывается, даже и не стыд за себя, даже и не ревность, а стыд за другого. Если взять женщин, то большей частью их ярость по поводу, положим, неподобающего поведения мужа определяете? тем, что они реагируют на стыд за другого. Чем больше человек создает имидж специально и культивирует какой-то уровень Я-концепции или концепции-Мы, тем хуже ему приходится, особенно если этот имидж сильно отклоняется от среднего уровня, принятого в обществе. Поэтому я как консультант распознаю эти вещи: на что направлены мои усилия? Направлены на корректировку. Как я это делаю? Я просто разговариваю и прошу человека: "Опиши мне все это, ответь мне на ряд этих вопросов". А когда человек проходит саногенное мышление, там вопросы уже заготовлены. Что он де­лает? Отвечает на них, на эти вопросы, и он постепенно постигает те интимные внутренние механизмы своего ума, которые его терзают слишком часто.

 

Наши эмоции должны нас терзать коротко и редко. Тогда они исполняют свою функцию. Ту собаку, которая все время дерется, конечно, растерзают. А та, которая дерется изредка и столько, сколько нужно, разопсеет и будет здоровая собака. Иногда видишь - просто удивительная собака. Но люди портят собак. Они пре­вращают их во что-то такое, ну, человеческое и не собачье. Положим, питбулей делают похожими на людей - свирепыми и злопамятными, и надолго. Потом превращают их просто в инструмент убийства. Но это уже дело вкуса. Человек меняет природу так, как он хочет, но не всегда в лучшем направлении.

 

Могут ли ощущения создавать стыд?

 

Мы воспринимаем мир глазами, ушами, носом, прикосновением и на вкус. Может ли вкус создавать стыд? Хозяйка, которая претендует на то, что щи будут вкусны, может испытать стыд, если люди, сидящие за столом, сделают брезгливые мины. Нетрудно представить, что стыд мог бы возникнуть вследствие того, что нечто оказалось не таким вкусным, как ожидалось. Однако стыд, возникший при этом, проявится или в разочаровании, или, в крайнем случае, в отвращении. Однако если хозяйка считает себя хорошим поваром, то она испытает явный стыд. Стыд может стать явным у сидящих за столом, если они отождествляют себя с поварихой и гордятся тем, что она хороший повар. Вкусовые ощущения мало участвуют в социальных контактах человека, за исключением, может быть, поцелуя. Но и здесь стыд может возникнуть оттого, что ваши губы сохранили вкус еды, например соуса.

 

Запах

 

Обоняние вовлекается в человеческие отношения и может, вызывает стыд, если ожидаемый от вас запах неподобающий. Женщина может стыдиться, что у нее духи дешевые и не соответствуют тому, как она должна пахнуть в соответствии с требованиями ее концепции-Я. Сексопатолог в первую очередь начинает интересоваться тем, как воспринимает женщина свой запах ноздрями мужа или любовника. Деньги, которые выкачиваются из женщин в секс-шопах, как раз эксплуатируют именно этот вид стыда. Притом большинство женщин имеют ложную обонятельную Я-концепцию. Это заблуждение поддерживается фирмами, которые торгуют духами. Именно стыд поддерживает обонятельные навязчивости, возникающие при неврозах.

 

Слух и зрение

 

Изард считает, что стыд в большей степени связан со зрением и зрительными образами, в то время как вина, по его мнению, имеет, скорее, слуховой характер. Возможно, это так и есть. Если спросить: "Какой орган чувств преобладает в стыде, который вы испытали недавно?", то без затруднений мы получим ответ: "Зрение, видение самого себя в неблагоприятной ситуации". Однако всегда найдутся люди, в ушах которых звучат слова, напоминающие о том, что они были в определенной ситуации неадекватны и пережили стыд.

 

Многим приходилось переживать ситуацию, когда, увидев человека в толпе, они с энтузиазмом приветствовали его, но потом находили, что обознались. Стыд, испытываемый в таких случаях, может быть умеренным или сильным в зависимости от условий. Почему непредвиденная ситуация "друг - незнакомец" может вызвать стыд? В данном случае стыдно человеку не потому, что он совершил ошибку, обознался, как утверждает Изард, а стыдно от­того, что он с незнакомым человеком вел себя неподобающим образом, то есть как со старым знакомым. Налицо рассогласование с требованиями Я-концепции: "С незнакомым человеком нельзя допускать фамильярности". Как только ребенок научается отличать лицо матери от других лиц (приблизительно на 4-м месяце), он становится способным испытывать стыд, когда он случайно обознается и лицо другой женщины примет за лицо своей матери. Психический механизм стыда здесь тот же, что и в предыдущем примере.

 

Изард приводит подробное описание внешних проявлений переживания стыда, которые уместно здесь привести дословно. "Когда человек чувствует стыд, он, как правило, отводит взгляд, отворачивает лицо в сторону, обычно опускает голову. Движениями тела и головы он старается выглядеть как можно меньше. Глаза опускаются вниз или "бегают из стороны в сторону". Веки приспущены, а иногда глаза и совсем закрыты. Стремление сжаться и сделаться, как можно меньше ярко продемонстрировано в эксперименте с молодой женщиной, которая участвовала в съемке фильма по гипнотическому вызыванию эмоций. Когда был внушен стыд, она отвела глаза, наклонила голову, а потом сжалась на стуле, притянув колени к груди. В постгипнотическом отчете она сказала, что чувствовала себя как маленький кролик, сжимающийся в комочек для того, чтобы его не было видно*. Из биологии известно, что мимикрия и оцепенение являются древними видами защитного поведения организма. В гипнотическом состоянии эта женщина пережила действие древнейшего инстинкта биологической защиты. Мимикрия делает возможным полное обнажение на пляже нудистов, в то время как этот нудист испытывал бы смущение, обнажаясь на обычном пляже. Вызов, который бросает человек обществу, чаще всего связан со стыдом. Точнее с тем, что люди считают стыдным.

 

Стыд возникает также вследствие нарушения человеком обычая, связанного с интимностью. В данном случае ситуация стыда вступает в рассогласование с тем, как должен себя вести человек в подобных ситуациях. В человеческих отношениях степень обнажения тела и некоторые отправления сильно регламентированы соотносительно с ситуациями жизни и запечатлены в Я-концепциях как требования подобающего поведения. В опыте эти требования могут постепенно меняться, как это происходит, например, в изменениях диапазона приемлемости ласк в половых отношениях. (См. К. Изард Эмоции человека. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - С. 340.)

 

 

 

3. ФИЗИОЛОГИЯ СТЫДА

 

Управление значительной частью жизни осуществляется через психосоматические отношения. Наши мысли и чувства выражаются в действиях и поддерживаются работой функциональных физиологических систем организма. В гневе мы выделяем адреналин, а в состоянии удовольствия происходит выделение в кровь морфиноподобных веществ. Как наше тело реагирует на стыд?  Дарвин указывает на феномен покраснения как выражение стыда. (См. Darwin C.R. The expression of emotions in man and animals. - London: John Murray, 1872.) Однако многие стыдятся, не краснея. Дети и подростки краснеют от стыда чаще, чем взрослые. Диоген, античный философ, увидев краснеющего мальчика, сказал: "Смелей, это краска добродетели!" Это замечание свидетельствует о том, что он понимал, что СТЫД является силой, поддерживающей добродетель. Быть добродетельным - значит испытывать стыд, когда ты ведешь себя хуже, чем ты есть на самом деле. Стыд - не что иное, как рассогласование реального поведения с подобающим поведением. (CM. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М.: Мысль, 1998. С. 231.) Покраснение свидетельствует о двух вещах: во-первых, эмоция стыда связана с реакциями автономной нервной системы, и, во-вторых, она является сообщением для окружающих о том, что ты на самом деле лучше, чем проявляешь себя в данной ситуации.

 

О чем сообщает покраснение? Оно сообщает другим людям о том, что этот человек в данный момент ведет себя неподобающе, но на самом деле он знает и умеет правильно себя вести. Такого рода сообщение успокаивает окружающих людей, и они не видят дня себя угрозы в отклоняющемся поведении стыдящегося человека. В стыде происходит связывание социальных отношений человека с работой автономной нервной системы. Итак, стыд вызывает

покраснение лица. Покраснение сообщает другим: "Я сейчас плох, но на самом деле я могу быть хорошим и буду!"

Однако сам факт покраснения у человека может стать стимулятором стыда. В результате человек приобретает фобию покраснения. На покрасневшего человека обращают внимание, и это вызывает смущение у лиц, склонных смущаться, когда на них смотрят внимательно. Если покраснение повторяется часто и внимания людей для этого человека болезненно, то человек начинает бояться того, что он покраснеет в неподходящий момент.

Люди краснеют лицом, так как лицо у человека - главный орган социальной связи. У животных органом социальной связи может стать, например, хвост. Если бы собака стыдилась, то это можно было бы обнаружить в поведении ее хвоста.

"По тому, как моя собака виляет хвостом, я точно знаю, что она виновата, и никогда не ошибаюсь", - сказал мой сосед, прочитав это место в рукописи данной книги. Действительно, общаясь с человеком, собаки усваивают требования социального окружения, и состояние вины, которое заключается в нарушении требований хозяина, вполне может выражаться в поведении собачьего хвоста. Но у собаки, поскольку она не может разговаривать, отсутствует Я-концепция, и поэтому она не в состоянии переживать стыд. Для выживания в тесном общении с человеком ей достаточно чувства вины.

У некоторых народов, которые ходят обнаженными, стыд обнаруживает себя в покраснении кожи торса. Дарвин наблюдал случаи покраснения у слепой и глухой девочки, а также у многих слепорожденных детей. Это свидетельствует о том, что данное психосоматическое отношение, а именно реакция покраснения на стыд, является в какой-то мере у человека наследственной.

Эмоции человека постепенно закрепляются в чертах характера. Частое повторение стыда может способствовать возникновению такой черты характера, как застенчивость. Она проявляется в том, что у застенчивого человека низок порог переживания стыда, и соответственно определенные виды стыда у него появляются чаще. В упомянутом исследовании Зимбардо и др. 53% застенчивых испытуемых отмечали покраснение. Были и другие физиологические реакции, сопровождавшие застенчивость: учащение пульса (54%), перебои дыхания (49%), специфические ощущения в животе (48%), колотящееся сердце (48%). Для застенчивых людей характерно также, что они меньше разговаривают (80%), говорят тихо (40%), меньше смотрят в глаза (51%), чаще избегают общения (44%) и более часто избегают действий, причиняющих беспокойство (42%) (приведено по Изарду).

 

 

Возникновение стыда сопровождается различными чувствами, перечень которых (по порядку значимости) я привожу ниже.

 

  1. Разочарование в себе, ощущение своей неуместности.
  2. Чувства, связанные со стыдом (смущение, робость).
  3. Ощущение, что сделал что-то, ранящее других.
  4. Ощущение, что сделал что-то, юридически или морально неверное.
  5. Ощущение изоляции, отверженности, потерянности, одиночества.
  6. Различные иные неприятные переживания, мысли о страдании и своей неуместности.

 

Этот список лишь в общей форме описывает переживания стыда, но он достаточен для общей ориентировки в нашем предмете.

 

Тест для измерения стыда

 

Переживание стыда связано с беспорядочным течением мыслей, которые составляют рефлексию этой эмоции. Мы приводим список отдельных обрывков мыслей, характерных для переживания ситуации стыда, взятых из нашего теста КЭТ (Когнитивно-эмотивный тест).

 

Состояние стыда чаще всего возникает в ситуациях, в которых ваше поведение, облик, положение в обществе не соответствуют нашим представлениям о самом себе, каким должно быть ваше поведение, облик, общественное положение, согласно этим ожиданиям о себе. Это состояние стыда в вас усиливается, когда вы смотрите на себя глазами других.

Вспомните ситуацию, когда Вы испытывали стыд, и в приведенном ниже списке отметьте мысли, похожие на те, которые обычно возникают у Вас при этом. Можете дополнить список, если похожих мыслей нет.

 

  1. Хотелось бы стать иным, но ведь не смогу.
  2. Если бы это повторилось, я поступил бы иначе.
  3. Если бы это был, лишь сон, или мне все же все это показалось?!
  4. Пусть мне будет плохо за это.
  5. Хотел бы исчезнуть, провалиться.
  6. Я сам (сама) в этом виноват (а).
  7. Не хочу об этом думать.     
  8. Хочу, чтобы меня пожалели.
  9. Ну что делать, если так обстоит дело, так получилось.
  10. Все они такие, так поступают, не только я.
  11. Я только козел отпущения.
  12. Я здесь ни причем, все произошло случайно, обстоятельства...
  13. Как я дошел до такой жизни?
  14. Я их ненавижу.
  15. Любой другой мог оказаться в таком же положении.
  16. Мне это подстроили.
  17. Лучше бы я с этим не связывался.
  18. Да, я такой, со мной это бывает, и я принимаю себя таким.
  19. Не хочу быть с теми, кто знает об этом случае.
  20. Я их ненавижу.
  21. Они все такие же, как и я, но хорошо это скрывают.
  22. Окажись они в этой ситуации, наверняка, вели бы себя хуже.
  23. Не один я такой.
  24. Все так поступают, но сознательно и успешно скрывают это.
  25. Зато я уважаю себя в чем-то другом.
  26. Я вам это припомню, если вы видели меня в стыде.
  27. Потом я покажу себе и другим, на что я способен.
  28. Стану лучше, а стыд - мне напоминание.
  29. А почему я должен быть другим, чем я есть?
  30. Уже завтра перестану об этом думать и начну заново.
  31. Так мне и надо, думать надо было.
  32. Эх, начать бы все сначала!
  33. Есть люди, которые поймут, кто прав.
  34. Покаюсь перед друзьями обиженного, расскажу, почему я это сделал.
  35. Ему нужно было объяснить, что не следовало бы обижаться.
  36. Они же неправы, ожидая от меня этого.
  37. А как я должен был бы вести себя, чтобы мне не было стыдно?
  38. Не всегда же быть приличным, умным, честным, хорошим!

 

 

       Если вы просмотрите список и отметите те строки, содержание которых похоже на ваши мысли, которые у вас бывают в ситуации стыда, то, подсчитав число строк, можете оценить степень вашей стыдливости. Для сравнения приведу показатели по объему рефлексии стыда по Когнитивно-эмотивному тесту (КЭТ): средний балл -11.0 и среднее квадратическое отклонение - 5.0. (Более подробно о тесте можно прочитать в моей книге "Постижение переживаний. Когнитивно-эмотивный тест КЭТ.")

 

 

Стыд и психосоматика   

 

 

Психосоматические отношения человека в значительной степени являются результатом научения и социализации личности, а стыд, как и любая другая отрицательная эмоция, может стать причиной психосоматических болезней (холецистита, гипертонии, язвы и т.д.), (Более подробно об этих процессах см. также книги "Научение. Становление человека" и "Личность и индивидуальность").    

 

 

Стыд, вследствие научения, может связываться с различными физиологическими реакциями, некоторые из которых могут стать патогенными. Приведу несколько примеров.

 

 

Когда ребенка часто стыдят за столом во время еды, то у него вырабатывается реакция ухода из ситуации в виде подавления пищевого поведения и формирования контрастных пищевых реакции, например закрывания желчного сфинктера на еду. Далее, вследствие закрепления этой связи, пищевая ситуация, сочетающаяся с переживанием стыда, приобретает способность стимулировать закрывание сфинктера Одди. Это приводит вначале к дискинезии желчных путей, а потом делает практически неизбежной желчнокаменную болезнь. Но было бы неверным крайне обобщать этот пример. Подобные физиологические реакции могут быть и на другие эмоции, на обиду, вину или страх. Все зависит от своеобразия процесса организменного научения, который может происходить у отдельного человека.

 

Психическая защита уходом, вызываемая стыдом, может проявляться в нарушении координации активности сосудистой системы. Если при покраснении кровеносные сосуды органов (например, кожи), обращенных вовне, расширяются, то одновременно наблюдается обратный процесс сужения сосудов во внутренних органах. Между симпатической и парасимпатической нервными системами существует взаимообратная координация. Сжимание артериол во внутренних органах может быть следствием переживания стыда. Это ведет к нарушению питания нервных тканей, и это переживается как боль. У застенчивых подростков чаще встречаются беспричинные боли в животе, которые они испытывают вследствие эмоционального стресса. Боль вызывается спазмами артериол кишечника, создающими ишемию этого органа. Приступы радикулита у некоторых лиц с бросающейся в глаза частотой сочетаются с переживаниями эмоционального … Продолжение »





Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость,

страх отвержения.

 

  1. В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других;
  2. Зависимость его самооценки от других ограничивает его естественную активность;
  3. Он скрывает свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление;
  4. Его беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования;
  5. Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.

 

Начать можно с консультации.

 

 

 

Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

 

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
  2. заводить друзей и получать удовольствие;
  3. она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;
  4. застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
  5. она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  6. застенчивость мешает ясно мыслить и свободно общаться;
  7. застенчивость, как правило, сопровождается негативным переживанием одиночества, тревожности и депрессии.

 

Начать можно с консультации.

 

Зависимость 

Сколько у человека потребностей, столько и зависимостей. Мы зависим от пищи, одежды, от близких, любимых, от рынка, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись, и считаем их нормальными. Если зависимость чрезмерна, то возникают проблемы. Подробнее, статья целиком 

 

© psycholog-voronezh

Добавленные домены

психолог-воронеж.рф

консультант-психолог.рф


 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz