Запишитесь на бесплатную 30 минутную дистанционную консультацию к психологу по скайпу Skype

Консультация-психолог.рф 

 

…стресса, вызванного стыдом. Чувство стыда всегда связано с какими-то физиологическими реакциями, если они не являются только поверхностными, вроде покраснения и так далее. Если человек от стыда покраснел, то это самая естественная и относительно безвредная реакция. А если на стыд у него будут сжиматься капилляры, скажем, сосудов, которые снабжают кислородом и кровью спинной мозг, в любом месте - в области шеи или поясницы, то у него будет радикулит, и все будут удивляться: "Почему у него радикулит?" И некоторые врачи качают головами и говорят: "Это остеохондроз". Откуда у него остеохондроз? Это еще молодой человек, молодая женщина. Говорят: "Остеохондроз молодеет сейчас в силу плохого образа жизни". Число глупостей, которые могут выразить врачи по этому поводу, можно множить.

 

А что происходит, когда капилляр сжимается, и кровь перестает поступать в какую-то нервную клетку, в нервный узел? Возникает ишемия этого нервного узла и страшная боль. Поэтому хорошо, если это просто радикулит: он обездвижился, у него есть время подумать о своем стыде, о своих собственных отношениях. Большинству людей это идет на пользу, когда их разбивает радикулит. Потому что они немедленно выпадают из решения проблем социальной жизни, у них есть возможность провести инвентаризацию своих внутренних конфликтов, обдумать, кого-то простить, с чем-то согласиться и понять ценность и смысл жизни. С этой точки зрения многие болезни чрезвычайно полезны для человека. Но лучше, чтобы их не было. Нужно, чтобы мы были благополучны без таких пинков, которые мы получаем. Но можем ли мы адекватно вести себя по отношению к другим и самому себе, если у нас не будет стыда?

 

Какова его функция? Его функция состоит в том, что он указывает, что здесь и теперь, при этих обстоятельствах ты не такой, каким ты должен быть. Вот и все.

 

Стыд и комплекс

 

Сколько секунд нужно для того, чтобы человек понял это и сделал выводы? Я думаю для стыда достаточно столько, сколько и для гнева: 10-15 секунд стыда вполне достаточно, чтобы человек был адекватным. Но все дело в том, что в силу патогенного мышления, что происходит с людьми? Если ему когда-то было стыдно, всякий раз, когда непроизвольно воспроизводится в сознании эта ситуация, он снова переживает это. А мозг наш устроен так, что если что-то переживается, то оно закрепляется, происходит научение, и человек становится очень чувствительным к такого рода ситуациям, в которых ему было плохо. На жаргоне психологов это называется комплексом. Под комплексом понимается любая чрезмерная, излишняя реакция, чрезмерная чувствительность к чему бы то ни было. Если у человека есть комплексы, то другие стараются к нему прилаживаться. И знают, что к этому он очень чувствителен. Но люди не всегда могут приспосабливаться, а чаще всего они даже не знают о тех комплексах, которые имеются у близких, они только думают, что он с придурью. Но раз с придурью, то есть дурак, придурь, то надо его как-то третировать, наказывать. И люди вообще-то беспощадны по отношению к своим близким, когда у них комплексы. Им кажется, что они притворяются. Когда подросток испытывает стыд и какую-то беспомощность, когда он чувствует себя неадекватным, то он испытывает сильное давление со стороны родителей, и в этом случае он упрямится. Упрямство является какой-то примитивной защитой против тупости и жестокости окружающего мира. Он тупо стоит на своем и совершенно не может даже и думать, хорошо это или плохо. Самое главное - удержаться. Точно так же, когда мы тонем, скажем, в трясине и тянем за какую-то веточку, мы держимся за нее, потому что знаем, что если пошевелимся, то будет хуже. Так же и подросток. Значит, если существует Я-концепция, то этот человек саморегулируется, и именно стыд беспощадно принуждает его к саморегуляции.

 

Мир устроен, с одной стороны, хорошо, и это наилучший из миров, согласно оптимистическому взгляду и, положим, христианскому вероучению. Хотя в нем есть, конечно, первородный грех, но это все равно лучший из миров, какой только возможен. Но в этом мире у нас бывают такие пункты, такие его аспекты, когда он быстро становится наихудшим из миров. Мир существует не вообще, а он существует как мир каждого отдельного человека. Мир данного индивидуума. Что туда входит? У младенца весь мир сконцентрирован на чем? На матери, на близких, с которыми он общается. У человека взрослого его мир - это то место, где он находится, где живет, где работает, где отдыхает. Поэтому у каждого мир свой, своя Вселенная. И эта Вселенная становится ужасной, когда человек страдает от комплекса неполноценности.

 

Половое поведение и стыд

 

Половое поведение человека управляется почти целиком психосоматическими отношениями. Любовь, половое влечение немедленно находят отклик в физиологических реакциях. Часто стыд родителями используется намеренно или непреднамеренно как средство контроля полового поведения у детей. Социализация полового поведения стыдом может привести женщину к конституционной фригидности, так как стыд может полностью подавить все составляющие полового поведения, в частности его мотивацию.

Некоторыми родителями проявление стыда рассматривается как слабость характера, и на стыд ребенка они реагируют отрицательно. Частые наказания ребенка за переживаемый стыд постепенно приводят к разрыву социальных связей и интроверсии. Наказание за стыд способствует также развитию шизоидных черт характера.

Переживание стыда может причинять большие страдания. Приведем образную характеристику стыда, данную Томкинсом ('См. Tomkins 5. 5. Affect, imagery, consciousness. - New York Springer, 1963. - Vol. II. The negative affects. - P. 185.): "Хотя ужас обращается к жизни, а смерть и страдание окутывают мир покрывалом слез, стыд наносит самые глубокие раны сердцу. Хотя страх и страдание причиняют боль, они наносят удары, смягчаемые влиянием Эго; но стыд переживается как внутреннее мучение, болезнь души. Безразлично, были ли причиной унижения и стыда чьи-то обидные насмешки или человек высмеял сам себя. В обоих случаях он чувствует себя будто нагим, потерпевшим поражение, отвергнутым, потерявшим достоинство* (Цитировано по Изарду, с. 343).

 

 

Я-концепция как источник стыда

 

Большинство психологов чувство стыда связывают с ущемлением достоинства и самоуважения, понятиями, которые недостаточно точно определены. При этом слова "ущемление", "достоинство" не являются научными терминами и нуждаются в определении. Поэтому я буду в дальнейшем пользоваться более точным понятием Я-концепции. Тогда стыд можно рассматривать как Переживание рассогласования с Я-концепцией. "Здесь и теперь я должен в своем поведении, во внешности, в одежде, в способностях и многом другом соответствовать моей Я-концепции", — таков императив, нарушение которого наказывается стыдом.

 

Черты Я-концепции проявляются субъективно как мои ожидания относительно самого себя: быть умным, сильным, честным или еще каким-либо. Эти ожидания, в сущности, являются чертами личности. Черта представляет собой некую программу поведения, которая имеет большую вероятность запускаться и осуществляться в определенной, типичной для данной черты ситуации. Рассогласование поведения с программой, которая субъекту предписывается его значимой чертой, переживается как стыд. То, что я здесь и теперь не таков, каким должен быть согласно моей Я-концепции, и вызывает во мне переживание стыда.

 

Как при этом работает мой ум? Какие операции он совершает? Если подойти к анализу стыда с точки зрения общих закономерностей поведения, то мы должны рассмотреть последовательность умственных операций, которые обслуживают любое поведение человека. Существует строгая последовательность этих операций.

Последим ее.

 

Операция 1: определение ситуации.

Информация о типичных ситуациях жизни хранится в долговременной памяти, и определение ситуации состоит в том, чтобы сравнить конфигурацию ключевых объектов данной ситуации с типичными образцами, имеющимися в памяти. Ориентировочное поведение запускается преобладающей потребностью и завершается определением ситуации. В соответствии с преобладающей потребностью ситуации можно классифицировать на ситуации достижения успеха-неудачи, пищевые, ситуации конкуренции, согласия, сексуальные ситуации и другие.

 

Операция 2: строится программа ожидаемого поведения, соответствующая этой ситуации и черте Я-концепции.

 

Операция 3: происходит управление реальным поведением.

 

Операция 4: это поведение оценивается: соответствует ли оно программе или нет, соответствует ли полученный результат той цели, которая была поставлена вначале. Если реальное поведение согласуется с ожидаемым поведением, то возникает чувство удовлетворения, а если не согласуется - то возникает неприятное переживание внутреннего конфликта, которое мы называем стыдом.

Итак, возможны два варианта: или поведение соответствует ожиданиям, что наполняет человека чувством согласия с самим собой, сознанием выполненного долга, или не соответствует. При обнаружении этого рассогласования возникает боль, именуемая стыдом.

 

Стыд возникает при описанном выше рассогласовании, и притом не имеет значения, в лучшую или худшую сторону оно идет. Обычно стыд вызывается критикой, но он может возникнуть и в ответ на незаслуженную похвалу. Почему похвала может вызвать смущение? Наш организм чувствителен, как мы сказали ранее, к любому рассогласованию. В такой ситуации внимание к себе значительно возрастает, и слова, которых человек недостоин, вызывают стыд, если даже они хороши и не критичны.

 

Операции ума, вырабатывающие стыд, осуществляются автоматически, привычно, и не осознаются. Из четырех операций, описанных нами выше, операция 2 (акт порождения ожидания) и операция 4 (оценивание) совсем не осознаются. Лучше всего осознается операция 3 (реальное поведение, которое как раз воспринимается как стыдное). У человека создается впечатление, что стыд сам собой всплывает из глубин бессознательного.

 

Однако так было не всегда. В детстве ребенок ясно осознавал свой стыд и то, как он происходит. Он сознательно совершал эти четыре умственных действия. Ребенок, сознательно прекратив не­подобающее поведение, немедленно освобождается от чувства стыда. Он точно знает, что запрещала мама и за что она его стыдила. Но потом эти действия ума стали часто повторяться и стали привычными. А привычное не осознается. Поэтому взрослый, как правило, не осознает тот критерий, на основе которого он мог бы вынести суждение о том, что его поведение неподобающе. Он просто получает автоматический щелчок по носу в виде стыда. Что­бы понять, откуда этот щелчок, он должен научиться интроспекции, усвоить саногенное мышление. Спаситель говорил: "Будьте,

как дети". То есть, будьте сознательны. Он призывал человека к тому, чтобы каждый осознавал то, что делает его ум.

 

Как строится архитектура стыда?

 

У архитектора в голове был образ дома, который он строил. Построив дом, он впадает в депрессию, хотя все - и друзья, и хозяин дома очень довольны, и им непонятно, почему строитель в плохом настроении. Как объяснить его состояние? Дом-то получился прекрасен! Надо радоваться. Читатель уже понимает: "Все дело в том, что дом получился не такой, каким он его ожидал". Он также понимает, что случай с архитектором возвращает его к пониманию строения стыда: переживание отклонения реальности от Я-концепции. Но здесь есть и различие. Архитектор может под влиянием восторгов толпы легко пересмотреть свой образ, а в стыде мы не можем произвольно менять свою Я-концепцию, даже если мое поведение и одобряется другими. У зрелого человека стыд не может быть устранен под влиянием окружения. Иначе обстоит

дело в детстве. Всякий раз, когда я был не такой, каким должен был бы быть по представлению взрослых, они осуждали меня, лишали любви. Они полагали, что я должен быть не таким, каков я в данный момент. При этом во мне возникало неприятное переживание, которое связывалось со словом "стыдно". Со временем я приобрел способность испытывать то же самое переживание, когда взрослые говорили фразы, в которых присутствовало это слово. "Как тебе не стыдно!"

Для того чтобы ребенок мог выработать в себе способность к удовлетворению взрослых испытывать стыд, он должен был быть в состоянии сознательно совершать те четыре умственные операции, о которых мы уже знаем. Это становится возможным лишь к тому времени, как в ребенке образовалась Я-концепция, согласно которой я, к примеру, хороший, так как не стаскиваю трусики у моей сестры или без спроса не лезу в буфет за конфетами и не делаю много других интересных для меня вещей. Всякий раз, когда наступало рассогласование поведения ребенка с тем, какой он есть хороший, на него смотрели укоризненно, стыдили и качали головой: "Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно!" Вместе с этим у ребенка это неприятное переживание обозначается словом "Стыдно!", которое произносится другими и связывается с определенными видами поведения. Все это повторяется много раз, чего вполне достаточно, чтобы образовалась умственная привычка думать в строгой определенной последовательности: если это делать, то будет стыдно! Когда эта последовательность становится привычной, то согласно законам психологии, это поведение вычеркивается из сознания, но оно остается в бессознательном. Это проявляется в том, что стыд "взрывается" в бессознательном, и человек поначалу даже не имеет представления о том, почему ему стыдно, и он не может своему стыду дать объяснение. То, что устранено из сознания, не означает забытое. Оно есть, оно действует через необъяснимые состояния.

 

Когда мне стыдно, мне кажется, что тот, кто значим для меня и кого я люблю, укоризненно качает головой и показывает, что мое поведение не соответствует тому, каков я есть. Я веду себя плохо, а на самом деле, по его мнению, я лучше, чем кажусь. Стыдящий констатирует мое плохое поведение и одновременно меня признает хорошим. Это пристыживание другим человеком порождает во мне состояние внутренней рассогласованности, которое подкрепляется переживаниями стыда и, повторяясь, само приобретает способность вызывать переживания.

 

Стыдные поступки в процессе научения связываются с лишением любви, плохим отношением взрослых, с мнением друзей, отвращением ко мне, с тем, что я плохой. Энергия стыда возрастает в той степени, в какой взрослые высоко оценивают меня, когда я хороший. Эта энергия проявляется наиболее полно, когда в силу обстоятельств я оказываюсь плохим, не таким, каков я есть, согласно сложившимся у меня ожиданиям о себе.

Если другие, перед которыми мне стыдно, мной любимы, то данный вид стыда сливается с чувством вины, ибо я не соответствую их ожиданиям. Если же эти другие не любимы, но значимы, то под видом стыда реализуется социальный страх перед осуждением другими.

А что будет, если близкие не считают меня хорошим, но с помощью бдительного надзора и наказаний добиваются подобающего поведения? Нетрудно понять, что в этом случае способность испытывать стыд не развивается. Нужное поведение активизируется не самим человеком, а требованиями других людей. Но поскольку человек нуждается во внутреннем ориентире, управляющем его поведением, то он формирует в себе необычную Я-концепцию. Человеку естественно быть справедливым. Но когда понятие справедливости связывается с особым предназначением, с особой миссией, например борца за справедливость или за счастье людей, то этот человек теряет смысл жизни, когда все справедливо и кругом мало несчастных. Ему не с кем бороться, и это состояние невыносимо и независимо от его желания делает его очень чувствительным к любому рассогласованию поведения людей с их ожиданиями. Если пороков нет, то их надо найти. Концепция "Я борец против пороков общества" в сочетании с садистскими наклонностями приводит его или в сумасшедший дом, или в тюрьму.

 

4. ФУНКЦИИ СТЫДА

 

Мы получили знания о структуре стыда, и поэтому имеет смысл снова на более высоком уровне понимания вернуться к рассмотрению функций стыда в жизни человека.

Эмоции в жизни выполняют важную приспособительную функцию. Стыд, как средство весьма эффективного управления поведением, выгоден человеку. Поэтому он стремится, чтобы это чувство было у других, и апеллирует к нему. Способ, каким это достигается, - пристыживание. Суть пристыживания в том, чтобы указать человеку на его неподобающее поведение и квалифицировать это поведение как недостойное данного человека. В пристыживании по умолчанию предполагается, что человек на самом деле лучше, чем он себя ведет здесь и теперь.

 

Пристыживание является социальным процессом формирования стыда. Изард указывает, что у примитивных народов, желание пристыдить человека выражено сильнее, чем у цивилизованных. Это свидетельствует о том, что природный человек высоко ценил своих соплеменников. Можно заметить тенденцию, что в духовной

эволюции народов роль стыда как безличного управителя поведением постепенно снижается. С эволюцией духа ценность человека снижается. Попутно заметим, что чрезмерное пристыживание по-

 

 

степенно делает человека нечувствительным к стыду, приводит к общей эмоциональной тупости.

Наша уверенность поддерживается тем, что мы можем хорошо предвидеть поведение других людей относительно себя или безотносительно к себе. Если мы знаем, что этот человек правдив, и мы знаем, что ему будет стыдно врать, то мы надеемся, что его словам можно доверять. Знание того, чего стыдится другой человек, позволяет нам быть с ним уверенным. Стыд поддерживается человеческим окружением из соображений безопасности и удобства. Совестливый, стыдливый человек хорошо предсказуем и будет поступать даже во вред себе, лишь бы его поведение соответствовало внедренной в него Я-концепции. Ситуация общения с ним содержит меньше неожиданностей, чем с человеком, который непредсказуем, так как мы не знаем его как личность. Те сообщества, в которых вырабатывался стыд, имели больше шансов на выживание, чем те, в которых эти способности не получали развития. Стыд - это эмоция, которая автоматически наказывает за отклонение от Я-концепции и тем самым выполняет функции без­личного управителя нашим поведением, который встроен в наш мозг воспитанием.

"Бичуемые стыдом, влекутся они к добродетели!" - написал я однажды, подражая Гераклиту, характеризуя людей и отрицая божественное вмешательство в создание морали. Видно, что значение стыда состоит в том, чтобы регулировать поведение человека в соответствии с нормами, зафиксированными в Я-концепции каждого человека. Благодаря появлению стыда процесс управления по­ведением, воспитания детей ставится "на автомат". Хотя та добродетель, которая держится на стыде, несовершенна, слаба. Она должна держаться не на стыде, а на разумных привычках человека.

 

Стыд в других - это удобно, предсказуемо, надежно, поэтому мы стремимся, чтобы в других людях был стыд. Если удалось внедрить в другого человека бессознательные психические структуры, обозначаемые словами "я умный", "я правдивый", "я щедрый", то носящий в себе эти качества, будет испытывать стыд всякий раз, когда окажется не совсем умным, или вынужден будет солгать, или не сможет проявить широты души. Он будет испытывать внутреннюю разорванность, не целостность. Звучит это грубо, неприятно, но "мы зомбированы стыдом" (как сказал один из моих учеников на занятии). Однако зомбирование превращает человека в биоробота, и это опасно как для него, так и для других.

 

 

Стыд как фактор социализации

 

 

Эмоция стыда приводит к принудительной социализации человека, который под уколами стыда влечется к добродетели. Стыд - утонченное насилие, встроенное воспитанием в душу и действует как автомат.

Незрелый человек не в состоянии выдержать тиранию стыда и может погибнуть. Шестнадцатилетняя девушка покончила жизнь самоубийством, так как не смогла признаться матери, что уже беременна без мужа. Отец, которому на родительском собрании было стыдно, ЧТО он плохой отец и у него невоспитанный сын, выпорол сына. Тарас Бульба убивает своего сына. Нетрудно понять, что полезная функция стыда возможна только при его оптимальном уровне в качестве регулятора поведения. А когда стыд чрезмерен, то он порождает зло подобно взбесившемуся биороботу.

 

Значение стыда в воспитании

 

Стыд не только порождает напряженность и страх, но стимулирует приспособление человека к жизни, развивает личность.

стыд способствует углублению самопознания, поскольку фиксирует внимание человека на черте, являющейся предметом стыда. Если здесь и теперь мне стыдно, то важно понять, почему, от какой моей черты личности отклоняется мое поведение.

Стыд повышает чувствительность к оценкам других, так как в противном случае мы могли бы не заметить, как нас оценивают другие.

Противоборство стыду способствует развитию самоуважения, усиливает регуляцию поведения, самооценку. Стыд развивает способность осознавать последствия своих поступков в большей степени, чем при внешнем контроле.

Однако чрезмерный стыд становится деструктивной силой души. Если мы не можем саногенно осмыслить стыд, отделить его от себя и сделать предметом сознания, то этот стыд полностью берет на себя управление поведением и мышлением человека, блокируя самосознание. Это превращает человека в биоробота. Упомянутому ранее отцу стыдно за плохое поведение сына на уроках, и, возвратясь домой с собрания, он его бьет. Это избиение запланировано злопамятным учителем, который управляет поведением отца через такой инструмент, как стыд.

Стыд способствует развитию личности, которое автоматически программирует наше поведение в соответствии с требованиями культуры, наказывая за отклонение от них. Стыд осуществляет суровый надзор за нами изнутри. Самому себе солгать и перед са­мим собой притвориться невозможно.

Но с того момента, как личность сложилась и индивидуальность проявилась, она уже не нуждается в постоянном надзоре, в слепой работе этой эмоции как регуляторе поведения. Поступки взрослого определяются не стыдом, а Разумом и сознанием Блага. Зрелый человек должен принимать решения разумно, вопреки стыду, он управляется не стыдом, и поэтому для него стыд является лишь сигналом к тому, что здесь и теперь он не соответствует своей Я-концепции. При слабости саморегуляции стыд становится несвободой. Именно в этом смысле Аристотель говорил, что "мы не хвалим взрослого, если он стыдлив". Для зрелого человека стыд становится атавистическим образованием души. Зрелый бесстыден в том смысле, что он руководствуется в отношениях и делах разумом, а не стыдом. И в этом нет ничего плохого.

 

Вина и стыд

 

Важно различать эти понятия. Если в вине мы можем быть виноватыми перед родителями, детьми, к которым испытываем привязанность и с которыми идентифицируем себя, считая для себя значимыми их ожидания относительно нас, то в стыде, можно сказать, я виноват перед самим собой. Структура стыда сходна со структурой вины. Разница в том, что в стыде я нахожусь в противоречии с собственными ожиданиями относительно себя, а в вине - с ожиданиями другого человека. Если я чувствую, что мне стыдно перед матерью, другом, то это говорит, лишь о том, что к стыду примешивается чувство вины, усугубляя стыд. Стыд же состоит в том, что мне стыдно перед самим собой, а не перед другим человеком.

 

Психологи недостаточно отчетливо различают эти две эмоции. Известный психоаналитик Э. Эриксон пишет: "Стыд - эмоция недостаточно изученная, поскольку в нашей цивилизации чувство стыда довольно рано и легко поглощается чувством вины". (См. Erickson Е. Н. Childhood and society. - New York, Norton, 1950; Э.Г.Эриксон Детство и общество

/ Пер. с англ. ~ СПб.: Ленато, АКТ, Фонд "Университетская книга", 1996. - С. 592)  Если же посмотреть на эти две эмоции на основании того, какие программы поведения порождаются ими, то увидим разницу. Чувство вины ведет к исправлению поведения и ожиданию наказания, в то время как при стыде ожидание наказания отсутствует, ибо сам стыд является наказанием. Вина в большей степени индивидуализирована в смысле "перед кем я виноват", в то время как стыд носит более безличный характер, он в меньшей мере стимулируется окружением, чем вина. К примеру, эротическое поведение может блокироваться как чувством вины, так и стыдом. Формула: "Секс - грязное занятие морально дефективных девочек" ассоциируется у взрослой женщины с обликом изрекающей эту фразу матери. Мать считает, что дочь должна быть "чистая", и здесь формируется вина. Мысль Я должна быть чистая" в большей степени инициируется образом строгой матери. Предполагается, что мать может обижаться на дочь оттого, что у нее дочь "не чистая", и представление об этом страдании у дочери вызывает чувство вины. Если же эта формула определяется безотносительно к матери, существует как черта Я-концепции девочки, то действует стыд.

Итак, мы различаем эмоции стыда и вины. Это различение важно для психотерапевта, так как в случае вины применяется одна терапия, а в случае стыда - другая. Когда психолог, к примеру, имеет дело с фригидностью, то он должен принимать во внимание различие вины и стыда в патогенезе. Притом имеет особое значение, с помощью каких эмоций производился запрет, или стыдом, или виной, или страхом, или отвращением. В соответствии с ним различением может быть разная природа фригидности. Если стыд сочетался с отвращением, то Я-концепция, жестко программируя половое поведение, порождает половой стыд, замешанный на отвращении всякий раз, когда реальное сексуальное поведение женщины отклоняется от этой ригидной модели. В этом случае девочка, став взрослой, будет не в состоянии наслаждаться сексом без изрядной дозы отвращения к самой себе и глубинного чувства стыда. Это состояние остается независимым от отношений женщины к своей матери. Если в качестве "социализатора" использовалась вина, то стыд поддерживается образом и отношением матери к сексуальному поведению вообще или ожидаемому сексуальному поведению дочери. В этом случае психотерапевт работает с образом матери. Следует ожидать, что с изменением отношений матери к сексу меняются и переживания дочери. Одна клиентка рассказала на занятии о том, что она не может испытывать полового влечения к мужчине, если мать к этим отношениям относится отрицательно или презирает ее избранника. Другая, наоборот, сообщила о том, что она предпочитает знакомить своего любовника с матерью для того, чтобы чувствовать в интимной ситуации уверенность в себе. На чувстве вины держится также и устрашающий и патогенный эффект материнского проклятия.

 

5. ОБЛИКИ СТЫДА

 

Сколько значимых черт в личности, столько и обликов стыда. Таким образом, диагностика стыда предполагает выявление того, в связи с какой чертой Я-концепции происходит рассогласование. Но поскольку большая часть этого психического образования не осознается, то и диагностика затруднительна. Объективное представление о своей Я-концепции человек может получить только путем анализа переживания собственного стыда. Всякий раз, когда я слаб умом, вынужден солгать, проявляю скупость, оказываюсь неудачником, возникает стыд. О чем мне говорит этот стыд? Это значит, что я считаю себя умным, правдивым, удачливым, щедрым, целомудренным. Раньше мне и в голову не приходило, что я считаю себя таковым. Поскольку мое реальное поведение, в результате которого возник стыд, осознается, то я безошибочно могу установить, что моя Я-концепция имеет те черты, которые я перечислил сейчас. Причем каждый вид стыда, стыд глупости, стыд лживости, стыд неудачи, стыд скупости протекает по-разному и имеет различный облик, и человек должен уметь, совершая интроспекцию, размыслить этот стыд в его своеобразии. Если же он не умеет, психолог должен его этому обучить. Не бойтесь стыда, переживайте его и используйте его для самопознания. Это единственная линза, через которую вы можете без искажений точно увидеть бессознательную часть вашей Я-концепции. В начале XX века

 

 

 

Фрейд шокировал интеллигенцию Европы утверждением о том, что сознание человека главной целью имеет искажать образ самого себя, чтобы полностью не потерять чувство достоинства, узнав, каковы мы на самом деле. Он был уверен в том, что человеку не следует надеяться на то, что он может о себе иметь правильное представление. Метод свободных ассоциаций в сочетании с теорией психоанализа, по его мнению, может способствовать построению лишь правдоподобных догадок о том, что скрывается за комплексом Электры (женский вариант Эдипового комплекса) или за завистью к обладателю пениса. Если же клиентка утверждает, что у нее нет желания совокупляться с отцом, и она не думает, что пенис имеет преимущества перед влагалищем как орган репродукции и наслаждения, то правоверный психоаналитик настаивает на том, что все это есть, но ею не осознается. Это можно легко проверить. Если эта клиентка представит себе половой акт с отцом и при этом не испытает стыда, а, скажем, отвращение или страх, то это будет точным доказательством того, что в ее Я-концепции нет установки, именуемой комплексом Электры. Отвращение и страх не связаны с Я-концепцией.

 

Я-концепция и личность

 

Когда на наше Я смотрят со стороны, глазами других, или другие смотрят на нас, то они воспринимают нас как личность. Когда же я смотрю на себя "изнутри", то моя личность мной воспринимается как Я, или на психологическом жаргоне - как Я-концепция. Это следует иметь в виду. Под этими двумя словами скрывается одно и то же психическое образование. К сожалению, Я концепция, как и личность, лишь частично осознается, так как механизмы психической защиты тщательно скрывают от осознания паши подлинные черты.

 

Стыд и другие эмоции

 

Сравним стыд с эмоциями, с которыми мы уже знакомы из моей книги "Обида. Вина". Напомню, что обида возникает оттого, что другой ведет себя не так, как я привык или как я ожидаю от него. Аналогично вина возникает оттого, что мое поведение не согласовано с ожиданиями другого, с его желаниями и тем, каким он видит меня. Стыд - рассогласование с тем, каким я должен быть согласно моей Я-концепции, то есть каким я вижу себя подлинным.

В интроспекции мы должны принимать во внимание внутреннюю структуру стыда, которую мы описали ранее, в виде четырех умственных операций. В самосозерцание включаются последние три операции:

1) детальное воспроизведение того, каким я должен быть здесь и теперь в смысле способностей, поведения, отдельных поступков, обладания чем-либо: деньгами, друзьями, любимыми, профессией, принадлежностью к определенной группе и многим другим;

2) восприятие того, каков я сейчас, каково мое поведение здесь и теперь;

3) оценка, ведущая к рассогласованию ожиданий и реальности, рассмотрение этого рассогласования по отдельным пунктам и деталям.

Для облегчения размышления можно составить схему. Можно вести дневник, описывающий конкретное рассогласование, а так­же мысли, которые возникают при переживании стыда. При вторичном прочтении этих мест возникают важные для самопознания мысли. Как вести дневник и зачем его нужно вести, более подробно написано мной в книге "Исцеление философией. Основные умственные операции".

Это рассогласование, как уже мы показали ранее, в прошлом опыте всегда сопровождалось неприятными переживаниями, которые вызывали во мне близкие, любимые. Они эмпатически заражали меня эмоциями, которые испытывали сами: стыдом, страхом, лишением любви, отвращением, иногда даже болью. Стыд обладает аккумулирующей способностью. Все указанные выше эмоции суммируют свою энергию в стыде. Этот опыт остается в памяти и теперь услужливо поступает в сознание всякий раз, когда происходит названное рассогласование.

 

6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ СТЫД

 

Мы различаем экзистенциальный стыд и стыд атрибутивный.

Я-концепция содержит большое количество черт, каждая из которых может стать меркой, сравнение с которой порождает эту эмоцию. Мне стыдно, что у меня рост маловат, или родители не те, или нос не имеет нужной конфигурации и тому подобные вещи. Например, рослые девочки обязательно сутулятся. Стыд преобразовывает строение тела; он может вызывать спазмы сосудов, питающих орган, и способствовать заболеванию. Все это - следствие атрибутивного стыда. Атрибут - это свойство, поэтому стыд, возникающий вследствие отклонения от какого-то ожидаемого свойства, которое индивид приписывает себе, я называю атрибутивным стыдом.

 

Экзистенциальный стыд есть рассогласование индивида с его личностью безотносительно к отдельным чертам. Ядерное чувство неполноценности порождается потерей базового доверия и отсутствия любви на первоначальных этапах развития человека, когда он еще не в состоянии различать в себе отдельные черты характера и поведения. Ребенок, лишенный эмоциональных контактов, чувствует себя отверг… Продолжение »





Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость,

страх отвержения.

 

  1. В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других;
  2. Зависимость его самооценки от других ограничивает его естественную активность;
  3. Он скрывает свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление;
  4. Его беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования;
  5. Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.

 

Начать можно с консультации.

 

 

 

Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

 

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
  2. заводить друзей и получать удовольствие;
  3. она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;
  4. застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
  5. она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  6. застенчивость мешает ясно мыслить и свободно общаться;
  7. застенчивость, как правило, сопровождается негативным переживанием одиночества, тревожности и депрессии.

 

Начать можно с консультации.

 

Зависимость 

Сколько у человека потребностей, столько и зависимостей. Мы зависим от пищи, одежды, от близких, любимых, от рынка, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись, и считаем их нормальными. Если зависимость чрезмерна, то возникают проблемы. Подробнее, статья целиком 

 

© psycholog-voronezh

Добавленные домены

психолог-воронеж.рф

консультант-психолог.рф


 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz