Запишитесь на бесплатную 30 минутную дистанционную консультацию к психологу по скайпу Skype

Консультация-психолог.рф 

 

Поведенческое консультирование: практика

 

ЦЕЛИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

 

 Крумбольц отмечал, что цели поведенческого консультирования: а) должны быть сформулированы так, чтобы их можно было излагать по-разному при работе с разными клиентами; б) должны быть совместимыми с ценностными установками консультанта, хотя они не обязательно должны полностью соответствовать им; в) должны быть таковы, что о степени их достижения можно было бы судить по внешним проявлениям. Далее Крумбольц предположил, что существуют три типа целей (хотя иногда эти типы целей бывают взаимосвязаны), которые соответствуют предложенным им критериям и за достижение которых отвечает консультант. Это следующие типы целей: изменение неадекватного поведения, например усиление социально ассертивных реакций; научение принятию решений, например составление списка возможных вариантов действий; предотвращение проблем, например оказание помощи молодым мужчинам и женщинам в выборе подходящих брачных партнеров. Цели консультирования не всегда определяются на научной основе; бихевиористы признают, что на выбор целей клиентами и на выбор методов консультантами влияет множество факторов.Существует риск чрезмерного обобщения, которое поведенческие консультанты, делающие акцент на определенных индивидуальных целях при работе с каждым клиен-том, могут счесть неподходящим. В связи с этим предпримем попытку сформулировать основные цели консультирования, используя работы пяти теоретиков бихевиоризма, о которых говорилось в предшествующей главе. Это следующие цели:

· устранение дефицита в поведенческих репертуарах;

· усиление адаптивного поведения;

· ослабление или устранение неадекватного поведения;• устранение изнурительных реакций тревоги;• развитие способности расслабляться;• развитие способности самоутверждаться;• развитие эффективных социальных навыков;• достижение адекватного сексуального функционирования;• развитие способности к саморегулированию.Перечисленные цели предназначены для индивидуумов. Из всех бихевиористских теоретиков Скиннер в наибольшей степени фокусируется на потребности людей, со-ставляющих группы, проектировать окружающую среду, в которой люди могут вести себя более подкрепляющим образом. Следовательно, цели поведенческого консульти-рования можно отнести к группам. В этом случае основной целью будет развитие спо-собности группы к саморегулированию как посредством формирования последствий в окружающей среде, так и посредством когнитивного саморегулирования.ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ОЦЕНКАПоведенческое консультирование неизменно начинается с поведенческой оценки или, в соответствии с другим определением, с функционального анализа проблемных зон клиентов. Одной из главных целей такой оценки является определение целей лечения в поведенческих терминах — сформулированными таким образом целями можно руководствоваться при выборе методов консультирования. Следовательно, по-веденческая оценка на начальных этапах консультирования имеет два фокуса: во-первых, уточнение проблемных зон клиентов и, во-вторых, определение наиболее подходящих методов, которыми может воспользоваться консультант. Адекватные поведенческие оценки позволяют консультантам идентифицировать стимулы, предшествовавшие реакциям, с которыми им нужно справиться, в то время как в результате неадекватных поведенческих оценок консультанты могут прибегнуть к неправильным методам и применить их к неправильно определенным проблемам. После проведения первых занятий поведенческую оценку можно использовать с целью оказания помощи и в оценке эффективности лечения, и в принятии решения, что следует делать в дальнейшем — продолжать, прекратить или изменить лечение (Galassi, Perot, 1992; Kazdin, 1993, 1994).Когда клиенты делают такие, например, заявления: «Я чувствую себя очень угне-тенным в эти дни», «Похоже, у меня не много друзей» или: «Я становлюсь очень напря-женным на работе», поведенческие консультанты предпринимают попытку анализа, основанного на СРП-оценке (С — стимул ситуационного прошлого, Р — переменные реакции, П — последствия, или переменные результата). Целью СРП-анализа является поиск ключевых переменных, которые управляют поведением клиентов. Эти переменные могут быть замаскированы: например, агрессия, проявляемая на работе, может отражать плохие брачные отношения. При поведенческом анализе следует стремиться к высокой степени конкретности. Например, при анализе реакции следует собрать необходимую информацию и узнать, каковы продолжительность и сила этой реакции, какова частота ее возникновения. Поведенческую оценку можно производить как в рамках консультационного интервью, так и вне этих рамок. Кроме того, важна самооценка клиента, которую можно рассматривать как дополнение к оценке консультанта.Оценка в рамках интервьюХотя поведенческое оценивающее интервью обычно характеризуется высокой сте-пенью фокусировки и управления со стороны консультанта, большое значение имеет эмпатия консультанта. Это связано с тем, что эмпатия помогает наладить взаимоотно-шения между консультантом и клиентом и облегчает самораскрытие клиентов; кроме того, наличие эмпатии является гарантией того, что консультант внимательно выслушает клиента. На начальном этапе консультант должен собрать основную информацию, узнать возраст, пол, семейный и профессиональный статус клиентов; кроме того, консультант должен позволить клиентам своими словами описать беспокоящие их проблемы и в краткой форме объяснить, каковы цели начальной поведенческой оценки. На этой стадии консультанты также могут отметить, что большинство видов поведения являются приобретенными, однако некоторые виды поведения являются врожденными.Консультант может продолжать брать интервью у клиента, причем определенные задаваемые вопросы можно рассматривать как часть СРП-анализа предъявляемых кли-ентом жалоб. Поведенческие консультанты редко задают вопросы, начинающиеся со слова «почему», например: «Почему вы злитесь, когда она огрызается?». Вильсон, ут-верждает: «Вопросы, начинающиеся со слов "как", "когда", "где" и "что", более эф-фективны при определении личных и ситуационных переменных, имеющих отношение к проблемам клиента и помогающих воссоздать эти проблемы в настоящее время» (Wilson, 1989, р. 258). Поведенческие консультанты отличаются друг от друга тем, насколько подробные данные (касающиеся того, в связи с чем были приобретены предъявляемые клиентом в настоящее время жалобы) они собирают; следует отметить, что знание деталей может быть важно для получения точной картины. Вольпе (Wolpe, 1982), например, собирает исторический материал, имеющий отношение к жалобам клиентов, их семейной жизни, образовательному уровню, профессиональному и сексуальному развитию. Вольпе также исследует текущие социальные отношения своих клиентов. Существуют потенциальные ловушки для консультантов, нацеленных на опрос, — клиенты могут почувствовать, что им угрожают, а также клиенты могут заблокировать обсуждение тем, на которых не сосредоточиваются их консультанты.Также с целью начальной оценки консультанты наблюдают за вербальным и невер-бальным поведением клиентов. Социально неловкие люди могут демонстрировать по крайней мере часть своих проблем во время интервью. Консультанты могут исследовать открывающиеся проблемные области при произведении оценки. Они обращают внимание на личные качества клиентов и на способы либо разрешения проблем, либо ухода от них. Кроме того, консультанты оценивают мотивационные факторы, побуждающие клиентов к изменениям, и любые влияния, имеющие место в их среде, — влияния, которые могут препятствовать изменению или способствовать ему, также консультанты могут оценивать надежды клиентов и их веру в возможность изменения. Консультанты также, как правило, пытаются выяснить, что клиенты считают подкрепляющим (например, проявление внимания или похвалу), так как знание этого может помочь консультантам побудить клиентов изменить свое поведение.Дополнительные источники данных, необходимых для оценкиСуществует множество дополнительных источников данных, необходимых для оценки. К некоторым из этих источников поведенческие консультанты могут обращаться с целью более точного определения целей лечения, а также для сбора информации, которая может понадобиться для оценки прогресса и результатов консультирования. Рассмотрим дополнительные источники данных, необходимых для оценки.Медицинская информацияМедицинское обследование необходимо, если есть подозрение, что проблема имеет физиологические корни или как-либо связана с медициной. В таких случаях поведен-ческие оценки будут недостаточно объективными до тех пор, пока не будет собрана медицинская информация в достаточно полном объеме; причем и в дальнейшем кон-сультанты могут обращаться к врачам.Отчеты о проводившемся ранее психологическом леченииКонсультанты могут получить большое количество полезной информации о жалобах клиентов и результатах применения различных терапевтических стратегий из любых доступных отчетов о проводившемся ранее психологическом или психиатрическом лечении. Консультанты могут и в дальнейшем обращаться к психологам или психиатрам.Вопросники, предназначенные для самоотчетаКлиентов можно попросить заполнить специальные вопросники, предназначенные для самоотчета. Консультанты могут сфокусировать внимание на наблюдаемом поведении, на действиях клиента, на его эмоциях, на восприятии клиентом окружающей его среды. Наиболее часто используются вопросники, в которых клиентов просят описать ситуации, порождающие у них тревогу. Одним из таких вопросников является «Вопрос-ник страха» (Fear Inventory), предложенный Вольпе (Wolpe, 1982). Клиентов просят оценить, насколько встревоженными они почувствовали бы себя в каждой из перечис-ляемых в вопроснике 87 ситуаций (вот несколько примеров таких ситуаций: «Общение с людьми, обладающими авторитетом», «Разговор с сердитыми людьми», «Темнота»,«Полет в самолете»). Для оценки используется шкала с пятью градациями — от «нисколько» до «очень». Вопросником, в котором акцент делается на самоотчете клиен-тов, совершающих различные поступки, является «Вопросник ассертивности» (Asserti-ueness Inventory), составленный Альберти и Эммонсом (Albert!, Emmons, 1990). Вот пример вопросов, содержащихся в этом вопроснике: «Вы громко высказываетесь или протестуете, когда кто-то занимает ваше место в очереди?». В «Анкете приятных собы-тий», предложенной Макфиллами и Левинсоном (Lewinsohn et al., 1986), внимание фо-кусируется на действиях, событиях и опыте, которые клиенты находят приятными. Такой анкетный опрос полезен при идентификации фактических и потенциальных под-крепляющих стимулов, которые могут использоваться в процессе лечения.Самонаблюдение клиентаКлиентов просят собрать основные данные, наблюдая за своим поведением. Для этого можно предложить клиентам ежедневно заполнять таблицы в специальном дневнике, а затем проанализировать сделанные записи. Табл. 10.1 представляет собой фрагмент такого поведенческого дневника. Клиенты могут вести дневники в течение недели или в течение более продолжительного периода времени (при необходимости), из дневников можно получать относящуюся к делу информацию. При ведении таких дневников оценка производится тогда, когда требуется дополнительная информация об определенных видах поведения. Шарп и Льюис (Sharpe, Lewis, 1976) приводят примеры таблиц мониторинга, составленных на основе формата «стимул, реакция, последствие, "что я бы хотел сделать"» (анализируется широкий диапазон видов поведения). Прямое наблюдение в естественной обстановкеИногда поведенческие консультанты могут отправиться с клиентами в какое-либо общественное место, чтобы посмотреть, как клиенты ведут себя в реальной жизни. Так, может быть полезным посещение пабов или ресторанов вместе с клиентами, которым трудно пить или есть в обществе незнакомых людей. Консультанты наблюдают за кли-ентами и обсуждают их поведение и эмоции в тот момент, когда они проявляются, или вскоре после этого. Однако следует отметить, что в присутствии консультантов клиенты могут вести себя не так, как обычно. Косвенное наблюдение в естественной обстановкеНаходит применение и другая форма наблюдения в естественной обстановке — кон-сультанты собирают информацию у значимых для клиентов людей, которые взаимо-действуют с клиентами в их повседневной жизни. Консультант может расспросить, например, преподавателей или родителей, если он работает с детьми, или супругов — если он работает с людьми, состоящими в браке. Консультанты должны попытаться определить, насколько поведение, о котором сообщается, отражает поведение их кли-ентов в специфических ситуациях. Следует иметь в виду, что в рассказе реальное пове-дение может быть представлено в искаженном виде в связи с пристрастным отношением наблюдателя. Еще раз подчеркнем — если клиенты знают, что за ними наблюдают, они могут вести себя неестественно. Однако беспрепятственно наблюдать за клиентами и представлять отчеты об этом третьему лицу, если клиент не знает о наблюдении или не дает согласия на его проведение, не позволяют этические нормы. Иногда проведение косвенных наблюдений в естественной обстановке возможно с применением кодов поведенческого мониторинга и с подсчетом частоты встречаемости различных видов поведения.Прямое наблюдение в моделируемой обстановкеРолевая игра является одной из форм прямого наблюдения в моделируемой обстановке. Клиентов можно попросить разыграть вместе с консультантами отдельные фрагменты поведения, которое они обычно демонстрируют. Также можно предложить клиентам сыграть некоторые другие роли в данной ситуации. Такие представления могут помочь школьникам и студентам, испытывающим трудности при разговорах с родите-лями, или брачным партнерам, которым не удается нормально общаться друг с другом. Еще одной формой наблюдения со стороны — либо консультантами, либо другими людьми, является наблюдение за поведением клиентов в группе с помощью зеркал с односторонней проводимостью. Левинсон и его коллеги предложили использовать для оценки поведения клиентов специальную анкету, в которой внимание фокусируется на действиях и реакциях каждого члена группы. С помощью таких анкет можно производить количественную оценку аспектов социального опыта, рассчитывать «общую сумму поведения», исследовать положительные и отрицательные реакции и определять диапазон взаимодействий (Lewinsohn et al., 1970).Исследование поведенческой оценкиКак поведенческие консультанты производят оценку на практике? Свои и Макдо-нальд сделали обзор процедур оценки, используемых американскими терапевтами по-ведения. Они выяснили, что наиболее популярны следующие десять процедур: 1) ин-тервью с клиентом (89 %); 2) анализ данных, полученных клиентом при самонаблюдении (51 %);3) интервью с другими людьми, значимыми для клиента (49 %); 4) прямое наблюдение за клиентом (40 %); 5) получение информации от других специалистов (34 %); 6) организация ролевых игр (34 %); 7) анализ отчетов клиента о своем поведении (27 %); 8) проведение демографических анкетных опросов (20 %); 9) обработка личных анкет (20 %); 10) тематическое тестирование (19 %) (Swan, MacDonald, 1978). Выбор консультантом процедур оценки зависит от того, на какой стадии лечения находится клиент.О том, как некоторые поведенческие консультанты производят оценку на практике, можно судить по следующему заключению Каздина, основанному на анализе данных, которые были получены при проведении ряда исследований: «К сожалению, надо от-метить, что при принятии решений вообще и, более конкретно, при принятии решений в рамках клинической работы пока не удается добиться беспристрастности... Си-стематический сбор информации в контексте лечения не исключает пристрастного отношения» (Kazdin, 1993, р. 13). Так же как и другие консультанты, поведенческие консультанты нередко смешивают элементы субъективного и объективного. Однако Каздин (Kazdin, 1993) утверждает, что систематический сбор информации повышает эффективность лечения в большей степени, чем произвольная оценка прогресса.Определение целейПоведенческий анализ следует проводить так, чтобы можно было определять цели лечения. После проведения такого анализа консультант определяет, в чем суть проблем, как они возникают и что способствует их закреплению. Эти заключения представляются в форме гипотез, которые следует проверить в процессе консультиройа-' ния. Конечным итогом поведенческого анализа является точное определение того, какие переменные нуждаются в модификации, будь это ситуационное прошлое, компоненты самого проблемного поведения и/или последовательные подкрепляющие стимулы. Часто главную цель или цели лечения называют целевым поведением (Kazdin, 1994). Однако, как уже отмечалось ранее при рассматривании целей, многие поведенческие консультанты определяют цели не только с учетом наблюдаемого поведения, но и с учетом необходимости редукции тревоги.После определения целей консультанты обычно решают, как сформулировать их так, чтобы консультанты и клиенты могли оценивать изменения в поведении клиентов (Cormier, Cormier, 1991). Четкое определение целей облегчает консультантам выбор наиболее подходящих методов для достижения этих целей. Как правило, консультанты окончательно определяют цели консультирования вместе с клиентами и стремятся к сотрудничеству с ними при использовании различных стратегий лечения. У клиентов обычно бывает несколько проблемных областей; можно, конечно, решать несколько проблем одновременно, однако иногда необходимо действовать в соответствии с определенным порядком приоритетов. Консультанту необходимо определить степень, в которой проблемное поведение мешает клиенту вести такую жизнь, которая бы его удов-летворяла. В большинстве случаев клиент и консультант приходят к согласию при об-суждении процедур и целей лечения. При возникновении разногласий в большинстве случаев для решения проблемы бывает достаточно дополнительного обсуждения. Если же разногласия все-таки сохраняются, может потребоваться направление к другому консультанту.Поведенческая оценка и мониторинг необходимы на протяжении всего курса лече-ния, а не только в его начале. Одной из функций мониторинга является определение, достигнуты ли цели лечения. Другая функция — помочь консультантам понять свои чувства и чувства клиентов, если возникает подсознательное желание изменить или пересмотреть поставленные цели. Возникновение новой ситуации, например заключение брака или назначение на более ответственную должность, может ускорить изменение целей. Если цели изменены, соответственно должны быть скорректированы методы лечения. Теперь рассмотрим некоторые основные методы, используемые в поведенческом консультировании.ПРОЦЕДУРЫ РЕЛАКСАЦИИПроцедуры релаксации могут использоваться сами по себе или же они могут быть частью более сложных процедур, например систематической десенсибилизации. Основы тренинга релаксации разработал Эдмунд Джекобсон. Первое издание его главной книги «Прогрессирующая релаксация» (Progressive Relaxation) появилось в 1929 году. Джекобсон считал, что состояние, которое он назвал «нервно-мышечной гипертен-зией», связано с такими рефлекторными реакциями, как гипервозбуждение и гиперраздражение. Джекобсон отдавал себе отчет в том, что симптомы гипертензии встречаются очень часто, причем не только у людей с серьезными расстройствами. Джекобсон предположил, что лечение с использованием прогрессирующей релаксации дает возможность отдохнуть (абсолютно или относительно) нервно-мышечной системе, включая мозг. Предложенный им термин «прогрессирующая релаксация» подразумевает прогрессирующее развитие реакции релаксации. Благодаря Вольпе методы релаксации, предложенные Джекобсоном, стали весьма популярными; данные методы являются основными элементами техники систематической десенсибилизации, разработанной Вольпе (Wolpe, 1958, 1982; Wolpe, Wolpe, 1988). Процедуры релаксации целесообразно использовать при наличии таких проблем, как связанные с напряжением головные боли, бессонница, ощущение общей напряженности (Bernstein, Borkovec, 1973; Tasto, Hinkle, 1973).Прогрессирующая мышечная релаксацияСуществует много вариантов процедур прогрессирующей мышечной релаксации. Основные варианты описали Вольпе (1982; Wolpe, Wolpe, 1988), Витало (Vitalo, 1969),Шарп и Льюис (Sharpe, Lewis, 1976), Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976), Бернстайн и Борковец (Bernstein, Borkovec, 1973). Хотя учебное пособие, которое написали Бернстайн и Борковец, «Обучение прогрессирующей релаксации» (Progressive Relaxation Training), в особенно доходчивой форме знакомит с данным предметом, ниже будут приведены описания, извлеченные из множества различных источников.Обстановка в офисах консультантов должна способствовать расслаблению. Следует устранять раздражающие шумы, использовать спокойный стиль при оформлении помещения и избегать чрезмерно яркого освещения (освещение может быть приглу-шенным). Клиентов можно научить расслабляться в откидывающихся креслах, на мат-расах или, по крайней мере, на удобных вертикальных стульях с подголовниками. Пред-положим, поведенческий анализ показал, что обучение релаксации необходимо для достижения одной из поведенческих целей клиента, например ослабления чувств на-пряженности и раздражительности или приобретения привычки засыпать в определенное время. Так как научение релаксации требует от клиентов больших затрат времени и сил, важно, чтобы клиенты четко представляли, какое значение имеют процедуры релаксации для решения их проблем.На первых занятиях консультанты могут объяснить клиентам, что значительная часть напряженности является приобретенной и что посредством тренировки и практики от нее можно избавиться. С самого начала консультанты должны добиваться того, чтобы клиенты рассматривали научение релаксации как научение навыку, который поможет им справиться с определенными проблемами и который можно использовать в повседневной жизни; консультантам не следует относиться к клиентам как к пассивным пациентам. Кроме того, клиенты должны понять, что успех при овладении навыком релаксации, точно так же как успех при овладении любым другим навыком, достигается только при постоянной практике и поэтому необходимо регулярно выполнять специальные упражнения дома. Перед началом первого занятия консультанты могут порекомендовать клиентам надевать широкую удобную одежду как во время интервью, так и при выполнении упражнений дома. Кроме того, клиентам следует сказать, что желательно также разуться и снять очки.Бернстайн и Борковец отмечают, что в процессе обучения мышечной релаксации можно выделить ряд последовательных этапов, через которые следует пройти при работе с каждой группой мышц. В цикле «напряжение — расслабление» выделяются 5 эле-ментов: а) фокусировка внимания на определенной группе мышц; б) напряжение этой группы мышц; в) фиксация, сохранение напряженности в течение 5—7 секунд; г) ос-вобождение от напряженности в данной группе мышц; д) релаксация, фокусировка внимания на снижении напряженности и дальнейшая релаксация данной группы мышц. Клиенты должны так хорошо «выучить» цикл «фокусировка — напряжение — фиксация — освобождение — расслабление», чтобы могли применять его при выполнении домашнего задания.Рассказав клиентам об основном цикле «напряжение — расслабление», консультант может продемонстрировать его на примере работы с собственными правой рукой и предплечьем. На каждой стадии цикла следует предлагать клиентам делать то же самое. Итак, консультант начинает со следующих слов: «Я фокусирую все мое внимание на правой руке и на правом предплечье, и я хочу, чтобы вы делали то же самое». Затем он произносит: «Я сжимаю правый кулак и напрягаю мышцы нижней части руки...», после этого консультант говорит: «Я держу правый кулак сжатым и сохраняю напряжение в мышцах нижней части руки...». Затем следуют слова: «Теперь я как можно быстрее снимаю напряжение в правой кисти и в нижней части руки...». Заключительные слова консультанта могут быть такими: «Я расслабляю правую руку и предплечье, позволяя напряженности уходить дальше и дальше и позволяя мышцам становиться все более расслабленными. Заключительная стадия релаксации может длиться от 30 до 60 секунд. Часто на этой стадии консультант помогает клиенту расслабиться, «болтая» о том, что напряжение исчезает и появляется ощущение все более и более глубокой релаксации. После того как клиент один раз прошел через цикл «напряжение — расслабление», особенно на первых занятиях, консультант может предложить клиенту пройти через него снова. Таким образом, клиент напряжет и расслабит каждую мышечную группу дважды.Затем консультанты обычно помогают клиентам работать с другими группами мышц. В табл. 10.2 перечислены 16 групп мышц и даны указания по созданию напряжения в этих мышцах. На руках лучше фокусировать внимание в начале занятия, так как руки легко демонстрировать. Для большинства клиентов особенно важно лицо, потому что, как отмечает Вольпе, «наиболее заметного эффекта (например, подавления чувства тревоги) обычно удается достичь после релаксации мышц лица» (Wolpe, 1973, р. 104).Как только клиенты научатся напрягать различные группы мышц, консультанту следует предложить им держать глаза закрытыми при выполнении упражнений. После прохождения клиентов через цикл «напряжение — расслабление» консультанты могут спросить их, полностью ли они расслабились. Консультант может попросить клиентов, которым не удалось полностью расслабиться, поднять указательный палец руки. Для того чтобы помочь клиентам добиться максимально глубокой релаксации, консультанты должны уверить клиентов в том, что они без малейшего риска могут при необходимости рассказать консультанту о чувстве остаточной напряженности. Кроме того, консультанты должны следить за положением тела и дыханием клиентов, чтобы точно определять степень релаксации. Полной релаксации не следует ожидать немедленно. Консультанты должны сами решать, нужно ли клиентам повторно пройти через цикл «напряжение — расслабление». Если клиентам никак не удается расслабить какую-либо группу мышц, консультант может применить другой подход — изменить стратегию группировки мышц. Например, напрячь мышцы шеи и горла можно посредством пожимания плечами, при котором одновременно вжимается в плечи голова и поднимаются плечи; альтернативным способом является резкое подтягивание подбородка вниз к груди, но без их соприкосновения. У разных клиентов возникают сложности с напряжением и расслаблением различных групп мышц, и консультанты должны обращать особое внимание на индивидуальные различия.В конце занятий после выполнения упражнений консультанты могут спрашивать клиентов, как прошла релаксация, и обсуждать любые возникающие вопросы. В конце занятия консультант может начать считать от 5 до 1, а на счет «один» попросить клиентов открыть глаза и пробудиться в приятном расслабленном состоянии, как после спокойного сна. Бернстайн и Борковец рекомендуют консультантам заканчивать занятия минутным или двухминутным «периодом удовольствия» — предлагать клиентам сосредоточиться на самом приятном моменте релаксации до начала счета от 5 до 1. О значении практикования мышечной релаксации можно вновь поговорить в конце вводного занятия. Клиентам обычно дают задание упражняться дома в мышечной ре-лаксации 1-2 раза в день по 15 минут. Консультантам следует спросить у клиентов, не будет ли им что-либо мешать выполнять упражнения дома. Например, если клиент вол-нуется из-за отсутствия дома тихого места для занятий, консультант должен помочь ему выработать стратегию для обеспечения хорошего выполнения домашнего задания. Как показывает опыт, клиенты, которые постоянно регистрируют свои успехи при вы-полнении упражнений, с большей степенью вероятности продолжат практиковать ре-лаксацию и после окончания консультирования (Tasto & Hinkle, 1973). Следовательно, консультантам полезно предлагать клиентам вести дневники для контроля выполнения домашнего задания. Пример ввода данных в такой контрольный дневник приводится в табл. 10.3.Краткие процедуры мышечной релаксацииКогда клиенты научатся правильно выполнять полные процедуры мышечной релак-сации и достигать глубокой релаксации, их можно познакомить с краткими процедурами мышечной релаксации. Такие процедуры позволяют затрачивать меньше времени и усилий для достижения глубокой релаксации. Этот навык может быть полезен и в рамках консультационного интервью, и вне этих рамок. Краткие процедуры мышечной ре-лаксации могут включать в себя последовательное или одновременное применение цикла «напряжение — расслабление» к различным группам мышц, причем даже к вза-имосвязанным. Бернстайн и Борковец (Bernstein, Borkovec, 1973) приводят примеры последова-тельно выполняемых кратких процедур мышечной релаксации. В частности, они реко-мендуют напрягать (и затем расслаблять) 7 групп мышц таким образом: мышцы правой руки, мышцы левой руки и лицевые мышцы следует напрягать как отдельные группы; мышцы шеи и горла надо напрягать так, как было указано выше; а мышцы груди, плече-вого пояса и живота, мышцы правой ноги и стопы, а также мышцы левой ноги' и стопы следует напрягать как отдельные группы. Также можно напрягать и расслаблять не 7, а 4 группы мышц: мышцы рук; мышцы лица, шеи и горла; мышцы груди, плечевого пояса и живота; мышцы ног и стоп.Одновременная мышечная релаксация подразумевает напряжение всех мышц сразу. В начале занятия консультант может сделать следующее заявление: «Когда я подам сигнал, вы должны плотно зажмурить глаза, глубоко вздохнуть и одновременно сжать кулаки и согнуть руки в локтях, силь,но нахмуриться, свести лопатки и напрячь мышцы ног и стоп. Теперь глубоко вздохните и напрягите все мышцы... сохраняйте напряжение в течение 5 секунд... теперь расслабляйтесь как можно быстрее и глубже». Используя систематическую десенсибилизацию одновременно с мышечной релаксацией, кон-сультант может сэкономить время. Когда клиенты будут в достаточной степени подго-товлены, краткие процедуры мышечной релаксации следует включить в их домашнее задание.Вербальные процедуры релаксацииВербальные процедуры релаксации могут подразумевать либо инструктирование клиентов консультантами, либо инструктирование клиентами самих себя. Последний вариант может быть особенно полезным тогда, когда клиенты оказываются в сложных ситуациях во время каких-либо общественных мероприятий, например во время деловых встреч, когда напряжение различных групп мышц может оказаться, по меньшей мере, неуместным. Вербальные процедуры помогают клиентам справиться с напряженными ситуациями.Наиболее часто используется следующая процедура вербальной релаксации. Кон-сультант просит клиента сфокусировать внимание на напряженной группе мышц, а затем, минуя стадию напряжения, приступить к процедуре расслабления и при этом наблюдать за тем, как напряжение уходит и сменяется релаксацией. Так можно работать со всеми или лишь с некоторыми группами мышц. Еще раз отметим, что для многих клиентов особенно важным является расслабление лицевых мышц.Во время выполнения клиентами другой вербальной процедуры релаксации кон-сультант считает от 1 до 10 и просит клиентов обратить внимание на то, как напряжение «вытекает из их тел». Можно использовать другой вариант — считать от 1 до 10, но, например, после произнесения каждых двух чисел, обращать внимание клиента на то, как снимается напряжение с определенных групп мышц, например с мышц рук, ног, туловища, лица и, в итоге, всего тела. Когда клиенты приобретут необходимый опыт, консультанту следует порекомендовать им включить вербальные процедуры релаксации в комплекс упражнений, выполняемых дома.Ментальная релаксацияКонсультанты часто рекомендуют своим клиентам заниматься ментальным рас-слаблением в сочетании с другими процедурами релаксации. Ментальная релаксация обычно подразумевает воображение какой-нибудь спокойной приятной сцены. Например, клиент может представить, что он лежит на лугу в прекрасный теплый летний день, чувствует нежные дуновения ветерка, наблюдает за облаками. Консультанты могут выяснить, какие сцены клиенты находят наиболее благоприятными для расслабления. Ментальная релаксация часто используется после мышечной релаксации.Дифференцированная релаксацияСогласно определению Джекобсона, дифференцированная релаксация подразуме-вает «минимальное напряжение мышц, участвующих в совершении действия, в сочетании с расслаблением других мышц» (Jacobson, 1938, р. 83). Например, люди, играющие в гольф, часто чрезмерно напрягаются при неудачном ударе, что ведет к сохранению напряжения и к совершению ошибок в дальнейшем. Дифференцированная релаксация требует определения мышц, напряжение которых необходимо для совершения действия, и расслабления всех других мышц. Джекобсон приводит следующий пример. У сидящего человека, читающего книгу, мышцы спины, рук, головы, ног и туловища должны быть в достаточной степени расслаблены, а не из… Продолжение »





Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость,

страх отвержения.

 

  1. В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других;
  2. Зависимость его самооценки от других ограничивает его естественную активность;
  3. Он скрывает свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление;
  4. Его беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования;
  5. Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.

 

Начать можно с консультации.

 

 

 

Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

 

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
  2. заводить друзей и получать удовольствие;
  3. она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;
  4. застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
  5. она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  6. застенчивость мешает ясно мыслить и свободно общаться;
  7. застенчивость, как правило, сопровождается негативным переживанием одиночества, тревожности и депрессии.

 

Начать можно с консультации.

 

Зависимость 

Сколько у человека потребностей, столько и зависимостей. Мы зависим от пищи, одежды, от близких, любимых, от рынка, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись, и считаем их нормальными. Если зависимость чрезмерна, то возникают проблемы. Подробнее, статья целиком 

 

© psycholog-voronezh

Добавленные домены

психолог-воронеж.рф

консультант-психолог.рф


 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz