Запишитесь на бесплатную 30 минутную дистанционную консультацию к психологу по скайпу Skype

Консультация-психолог.рф 

 

Зависть

 

1. ЗАВИСТЬ И ГОРДОСТЬ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

2. ФУНКЦИИ ЗАВИСТИ И ГОРДОСТИ

3. ЗАВИСТЬ И НЕНАВИСТЬ

4. КАК УСТРОЕНЫ ЗАВИСТЬ И ГОРДОСТЬ?

5. ПОЧЕМУ МЫ СРАВНИВАЕМ?

6. ЗАВИСТЬ - ПСИХИЧЕСКАЯ ЭНЕРГИЯ СОЦИАЛЬНОГО НАСИЛИЯ.

7. КАК РАЗМЫСЛИТЬ ЗАВИСТЬ И ГОРДОСТЬ?

 

 

1. ЗАВИСТЬ И ГОРДОСТЬ. В ЧЕМ РАЗНИЦА?

 

Пожалуй, среди эмоций, движущих революциями, преступлениями, борьбой за власть, явно или скрыто стимулирующих войны, которые причиняют большие страдания людям, зависть является главной. Она является той аффективной основой, которая раскручивает маховик большинства общественных движений. Зависть - это изнанка гордости. Ее можно определить как ущемление человеческой гордости. Для того чтобы начать войну, нужно убедить народ в том, что другой народ (или страна) ущемляет его национальную гордость. Революция невозможна без зависти. Когда экономисты выводят закон о том, что сила социального напряжения зависит от величины разрыва в доходах 10% самых богатых людей и 10% самых бедных, то этот закон является косвенным описанием количества зависти, которую переживают люди данного общества. Именно эта зависть преобразуется во вражду и ненависть, которые ведут к социальным потрясениям.

 

О зависти думали и пытались дать ей определение многие мыслители. Даль в своем словаре определяет зависть как досаду по чужому добру, нежелание добра другому, а одному себе. Здесь зависть понимается как некое эгоистическое чувство собственности. Бекон описывает не зависть саму по себе, а подчеркивает то агрессивное чувство, которое возникает из сравнения себя с ближним в своих достоинствах. Философ усматривает в основе зависти акт сравнения себя с другим человеком с целью ожидания превосходства над ним. В результате — агрессия, направленная против того кто превосходит завидующего. Декарт отмечает, что зависть - это порок, огорчающий как его обладателя, так и других. Спиноза рассматривает зависть как вид ненависти. Он не видит того, что зависть и ненависть - разные эмоции и что ненависть скорее порождается завистью, а не является сама таковой. Ларошфуко различает эти эмоции и обращает внимание на то, что "зависть еще непримиримее, чем ненависть". Для него эти две эмоции однопо-рядковые, и он ставит их рядом, а на самом деле сама непримиримость проистекает от зависти. И. Кант, описывая проявления зависти в поступках человека, постулирует существование черной

 

 

 

зависти, проявляющейся в виде неприязни. Черная зависть при этом выступает как мотив поступка, враждебно направленного против завидуемого.

К. Маркс - выдающийся профессионал по научному и идеологическому стимулированию зависти в обществе - не давал определения зависти, а показывал ее проявления, утверждая, например, что мой дом, вполне удобный и обеспечивающий полноту жизни моей и членов моей семьи, скукоживается до размеров жалкой лачуги, если рядом будет построен дворец.

Социологи и социальные психологи рассматривают зависть как состояние человека, возникающее в ситуации социального сравнения. Психологи очень редко относят эту эмоцию к чертам характера. Представитель одной крупнейшей и авторитетной школы дифференциальной теории эмоции, претендующей на всестороннее рассмотрение эмоций, К. Изард в своей книге об эмоциях человека зависть не рассматривает и даже не упоминает*

 

В отечественной психологии, пожалуй, первую попытку систематического рассмотрения понятия зависти сделал недавно К. Муздыбаев, который написал пространную статью "О психологии за-висти"**. Он описывает психологическую структуру зависти, к сожалению, не обсуждая вопроса о том, как контролировать эту эмоцию.

 

Я пишу эту книгу не по философии истории или социальной жизни человека, а по психологии зависти с целью научить челове-ка изнутри контролировать это свирепое и опасное чувство. Для этого мне придется описать саму зависть. Я должен ответить на во-прос: "Какие умственные действия, протекающие бессознательно и автоматически, вырабатывают это чувство?" Именно знание этих ум-ственных автоматизмов позволяет человеку осознать, как возникает в нем эта эмоция. Зная это, он может легко научиться контролиро-вать эту эмоцию. Я также опишу, каким образом зависть связана с другими эмоциями. Это позволит человеку, например, за враждой

или неприязнью усмотреть их глубинный источник - зависть.

 

*См. к. Изард. Эмоции человека. - М: МГУ, 1980.

**См. К. Муздыбаев. Психология звисти // Психологический журнал. - 1997. - №6.

 

 

Трудности в исследовании зависти состоят в том, что это чув-ство считается низменным и люди научились скрывать его. "Часто ли вы испытываете зависть к этому человеку?" - спрашиваю я у клиента. "Нет, - отвечает он. - Мне он противен, и я его прези-раю". В данном случае зависть предстает перед нами в виде пре-зрения. Зависть может принимать различные облики, поэтому пе-ред психологом часто встает необходимость обнаружения этой эмоции, скрытой за другими социально приемлемыми пережива-ниями, такими, как гнев, страх, обида, оскорбление. Ситуация осложняется тем, что зависть способна порождать любые иные пе-реживания и часто человек, страдающий от зависти, может гово-рить о своей обидчивости или гневливости. Распознавать скрытую основу эмоции нужно уметь не только психологу, но и любому че-ловеку, который не хочет быть игрушкой в "руках" своих эмоций.

 

Люди скрывают зависть, но не стесняются переживаний гор= дости и чувства превосходства, которые имеют ту же основу, что и зависть. Поскольку обе эти эмоции - зависть и гордость устроены одинаково и различаются только ситуациями, то для знающего че= ловека отчетливым индикатором наличия зависти свидетельствует часто переживаемая кем-либо гордость и особенно ущемленная гордость по различным поводам. Читая эту книгу дальше, читатель может убедиться в сходстве строения эмоций зависти и гордости.

Для начала рассмотрим связь вражды и зависти. Даже непо-священному в глубины психологии очевидно, что зависть порож-дает гнев и агрессию против завидуемого. От зависти мы не толь-ко становимся злыми, но еще вдобавок глупеем. Человек, в отличие от животных, устроен странно и часто реагирует внешне бессмысленно. Животные, стремясь устранить боль, как правило, зализывают рану, врачуют больное место. В тех же случаях, когда локализация боли неопределенна, животные или впадают в непо-движность, оцепенение, или убегают, или нападают. Человек же поначалу поступает сходным образом, когда больное место можно точно определить. Когда у него болит бок, он обращается к врачу, с помощью которого и происходит "зализывание боли". Иначе он ведет себя, когда невозможна точная локализации боли, напри-мер, при обиде или зависти. Тогда он немедленно нападает на

 

 

 

другого человека. Желая устранить собственную боль от зависти, он отказывается "зализывать свою душевную рану", а стремится нанести боль другому человеку или явно, или в воображении.

Так называемые механизмы психической защиты оказывают только временное и локальное действие. Зависть имеет обыкнове-ние возвращаться в неподходящей ситуации и терзает душу за-вистника. Тогда человек направляет свой гнев против того, кому он завидует, и стремится причинить ему боль. Выбор жертвы при этом может быть разным, в зависимости от жизненных обстоя-тельств человека, но, как правило, он направлен на объект завис-ти - на завидуемого (так мы далее будем называть этот объект).

 

Накопление энергии гнева неприятно, и напряжение ищет раз-решения. Когда в какой-то мере удается утолить гнев, то человек на время успокаивается, пока не обнаружится снова, что уже дру-гой человек превосходит его в чем-либо. Тогда начинается новый цикл: стараясь уменьшить свою боль от зависти, он снова причи-няет боль тому, кому он сейчас завидует. Человек уподобляется странному зверю, который вместо того, чтобы зализывать свою ра-ну, кусает другого. Эта странная система борьбы с болью зависти сложилась в процессе духовной эволюции людей, так как она ока-залась выгодной для общества в целом, правда, в ущерб каждому члену в отдельности. Она иногда смягчается, например, в случаях так называемой "белой зависти", или наличия конъюнктивных чувств между людьми, которые выступают как фактор, стимулиру-ющий конструктивную активность. Сила любви, кроме всего про-чего, состоит в ее способности нейтрализовать зависть. Если вы любите человека, который вас превосходит в чем-либо, вы начи-наете еще больше его любить, восхищаясь им. Поэтому любовь является средством против зависти. Но она работает плохо: того,

кого мы любим, тому не завидуем, а того, кому завидуем, не лю-бим. Но бывает так, что зависть подавляет любовь.

 

В лице зависти культура создала совершеннейший инструмент

стимулирования и принуждения людей к активности. Это выгодно

обществу. Зависть и гордость возникли в процессе тысячелетней духовной эволюции человека. Общества, в которых зависть и гор-

 

дость    были правильно использованы, имели больше шансов на

 

 

 

выживание. Те же племена, где эти эмоции не могли быть кон-структивно использованы культурой, остались или на стадии ди-кости, или вымерли.

Но в каждом плюсе есть и возможные минусы. Зависть не толь-ко принуждает к активности, но может придать ей плохое направ-ление, увеличивая напряженность и конфликты в обществе. Неис-числимы преступления, которые совершаются из зависти. Вместе с тем неисчислимы достижения и успехи, стимулируемые ущемлен-ной гордостью, направленной на изживание зависти.

Человек может благополучно существовать в культуре только в результате развития способности контролировать свою гордость и зависть, управлять ими. Однако чаще всего бывает так, что гор-дость и зависть управляют людьми, а не наоборот. Если под сво-бодой понимать то, что человек сам собой управляет, то достиже-ние им подлинной свободы невозможно, пока поведение этого человека управляется не им самим, а его эмоциями. Приобретение свободы от тирании зависти и гордости возможно только на пути саморегуляции.

Рецепт свободы до глупости прост. Чтобы не завидовать, нуж-но перестать гордиться, ибо зависть питается гордостью. Чтобы не гордиться, надо перестать завидовать, ибо гордость поддержива-ется и питается завистью тех, кто тебе завидует*. Для большинства людей эти простые требования невыполнимы. Большинство даже не знает, что существуют такие точно сформулированные требова-ния к тому, чтобы стать благополучным.

Такие требования становятся выполнимыми, когда человек приобретает ясные представления о зависти и гордости, знает, как устроены эти эмоции. Для этого нужно научиться видеть в себе те умственные операции, в результате которых нашим умом выраба-тывается зависть и гордость. Нужно сделать эти умственные опе-рации объектом умозрения, научиться этому.

 

*Восхождение к свободе состоит не только в управлении и контроле зависти и гордости, но и других эмоций, которые мы рассматриваем в других книгах: "Обида. Вина", "Философия гипертонической болезни", "Саногенное мышление", "Как беречь любовь. Психобиоритмическая совместимость человека с человеком", "Научение. Становление человека" и так далее.

 

 

 

Способность к интроспекции не является врожденной. Она раз--вивается в упражнениях самосозерцания и приобретения навыков анализа собственных эмоций. При чтении этой книги мы узнаем, как правильно нужно думать о своей зависти и своей гордости, чтобы их легко контролировать. Здесь возникают большие трудно-сти. Когда вы не переживаете зависть, то нечего в себе усматри-вать. Когда же человек переживает эмоцию, то она берет управле-ние на себя и подчиняет своим целям ум, чувства и волю переживающего. Человек оказывается "не в своем уме", так как управляется не самосознанием или даже не другим человеком, а некоей информационной структурой, которую мы будем имено-вать эмоцией. В том и другом случае он не в состоянии наблюдать эмоцию. Способность усматривать в себе эмоцию, а не только ее переживать, требует приобретения навыков саногенного мышле-ния, которым можно научиться.

Для саногенного мышления требуется умение отчетливо разли-чать психическую структуру эмоции от того, как она переживается. Об этом я написал книгу "Постижение переживаний. Когнитивно-эмотивный тест (КЭТ)". Применительно к зависти мы должны раз-личать переживание зависти от того умственного поведения, ре-зультатом которого является переживание зависти. Понять поведение - означает осознать его цель, план или программу это-го поведения, а также обстоятельства, в которых это поведение за-пускается. Чтобы осознать психический механизм собственной за-висти, человеку нужно осознать структуру умственного поведения, порождающего переживание зависти и гордости. Причем эта про-грамма запускается типичной ситуацией, когда происходит соци-альное сравнение моих результатов активности с результатами другого человека. Эта программа реализуется в строгой последо-вательности умственных актов, выполняемых автоматически и ве-дущих, в данном случае, к переживанию зависти. Кто бы ни зави-довал, структура программы зависти остается неизменной, что открывает легкие возможности осознавать внутреннюю структуру своей зависти. Уверяю вас, после прочтения книги и обдумывания ее содержания ваша зависть и гордость не смогут так легко изнут-ри управлять вами, как это было раньше.

 

 

Поскольку зависть и гордость есть и для чего-то существуют, то важно понять социальные функции этих эмоций. Важно также понять, в каких ситуациях эти функции бывают полезными или вредными для человека и его окружения.

 

2. ФУНКЦИИ ЗАВИСТИ И ГОРДОСТИ

 

Если зависть существует, то для чего? Кому она служит? Како-

вы ее функции?

 

Подобные вопросы могут возникать у каждого, стоит ему фи-лософски отнестись к жизни. Он найдет, что при зависти возника-ет неприятное переживание, которое переходит в неприязнь к за-видуемому. При гордости же он испытывает приятное чувство от того, что кто-то завидует ему. Поскольку это приятно, люди хотят, чтобы им завидовали. Такое желание стимулирует чувство превос-ходства над другими. Существует строгая взаимосвязь пережива-ний. Если мы не выносим тех, кому завидуем, то нам становятся приятными те, кто нам завидует. Моя гордость наслаждается тем, что многие мне завидуют. Гордость подпитывается завистью дру-гих ко мне: чем больше у них зависти к моему превосходству в чем-либо, тем выше моя гордость. Ради удовольствия гордости мы повышаем напряжение наших отношений, хотя это порождает не-приязнь к гордящемуся.

 

Итак, гордость и зависть связаны между собой. Здравый смысл подсказывает: чтобы не завидовать, нужно перестать гордиться, ведь не всегда у тебя будут дела обстоять лучше, чем у других. Чаще бывает наоборот: от гордости других по отношению ко мне, к моим достоинствам, которых у меня маловато по сравнению с этими гордецами, моя зависть растет. Такова диалектика.

 

Если начать разглядывать зависть внимательнее, то видно, что она легко переходит во вражду, которая облекается в рационали-заторское морализирование, когда я, например, успех другого че-ловека объясняю тем, что он достиг его с помощью плохих средств. Тогда я пытаюсь врачевать свою зависть признанием того, что я хороший, хотя у меня дела обстоят хуже, чем у другого. Но эти мысли не защищают меня от вражды к счастливцу, и я нахожу в

 

 

себе склонность радоваться, когда у завидуемого бывают неудачи. Чтобы сильнее почувствовать удовольствие от неприятностей дру-гого человека, мне хочется поговорить об этом с другими людьми. Желание злословить по поводу этого поддерживается злорадством. Для моей ущемленной гордости - большая радость поговорить о неудачах того, кому я завидую.

Но не лучше обстоит дело, когда моя гордость не ущемлена, а удовлетворяется и в сей час у меня дела обстоят лучше, чем у дру-гих. Посмотрите на свое окружение в этот момент. Важно знать, что при этом происходит: гордясь, человек стимулирует зависть других и сам активно поддерживает вражду завидующих. Пассив-но гордясь, я невольно окружаю себя враждой.

Но я могу гордиться и активно. Для получения большего удо-вольствия от своего превосходства я подталкиваю завидуемого к неудаче, содействуя неприятностям, уготованным для него обстоя-тельствами. Здесь я уже действую во зло, злодействую. А потом удивляюсь, как много вокруг меня вражды и неприязни!

Это похоже на болезнь характера. Выбирая линию жизни са-моутверждения через гордость, я теряю покой. Мoe настроение становится весьма неустойчивым. У меня оно портится без всякой причины. Я озираюсь и вижу, что у меня все благополучно, но тог-да почему у меня плохое настроение? Ах, да! Вот причина. Я нео­жиданно узнал о том, что у того человека, о котором я подумал, все благополучно, он имеет успех и счастлив. Оказывается, для мо-его благополучия нужно, чтобы у него не было благополучия! Где-то внутри гнездится мысль, что мое настроение может на время улучшиться, если о неучтенных доходах этого человека узнают в налоговой полиции. Мне трудно признать существование в себе описанных выше низменных наклонностей. Во мне включается ад-вокат Дьявола, который доказывает мне, что все это я делаю ради блага этого человека, которого следует наставить на путь истин-ный, иначе он плохо кончит. "На самом деле, - включается адво-кат Дьявола, - ведь если сегодня я его не выведу на чистую воду, он завтра утаит еще больше доходов, чем сегодня. Я его спасаю от тюрьмы! Лучше его спасти, своевременно остановив". На жаргоне

 

психологов этот адвокат именуется механизмы психической защи-ты", которые оправдывают плохие поступки благими намерениями. Я становлюсь инструментом зависти.

То, что зависть следует искоренить и что это большое зло, бы-ло признано давно. Я для иллюстрации сошлюсь на высказывания святых отцов.

"Зависть - страсть несправедливая, потому что как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая рождающую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, которая ею мучится" (Св. Василий Великий).

"Не так моль и червь снедают дерево и волну-шерсть, как го-рячка зависти снедает самые кости завистников и отравляет здра-вие души их" (Св. Златоуст).

"Как зависть есть скорбь, то у завистливого столько скорбей и страданий, сколько у других различных благ и совершенств. Эта болезнь есть начало вечных скорбей, залогов бесконечных страда-ний. Диавол мучится такою мукою, и завистливые на земле могут ощущать и понимать, что такое мучения адские" (Св. Исаак Сирин).

 

3. ЗАВИСТЬ и НЕНАВИСТЬ

 

Зависть легко трансформируется в ненависть. Во все времена государство всегда сдерживало зависть. Сталин, опираясь на уче-ние о классовой борьбе, с помощью законов "О комитетах бедно-ты", "О коллективизации" по сути объявил зависть хорошим, бла-городным, классовым и государственным чувством, которое следует культивировать. После этого для проведения коллективи-зации и уничтожения зажиточного и работящего крестьянства до-статочно было решения сельского собрания о раскулачивании. НКВД при этом только координировало работу зависти. Зависть с помощью властей сделала свое черное дело уничтожения тех, ко-му завидуют.

Известно, что зависть усиливает гнев, который имеет много ис-точников. Рассмотрим источники гнева и агрессии:

1) блокирование и неудовлетворение моих желаний - фруст-рация. Если мое желание быть первым не удовлетворяется, то воз-

 

 

 

никает зависть тем, у которых эти желания удовлетворяются. Здесь к боли фрустрации присоединяется боль от зависти. Поэтому за-вистник сильнее страдает от фрустрации, чем независтливый;

2) гнев может возникать под влиянием восприятия благополу-чия моих врагов или тех, кого я не люблю. Этот гнев имеет тен-денцию усиливаться от зависти;

3) гнев может возникать от восприятия неблагополучия тех, ко-го я люблю. Этот гнев стимулируется завистью к тем, чьи близкие более благополучны;

4) гнев и агрессия могут возникать также под влиянием эмо-ционального заражения. Если мои близкие испытывают вражду к моему другу, который, в отличие от меня, имеет успех, то посте-пенно вражда заражает и меня. Атмосфера зависти возникает от завистливого окружения.

Каждый из этих четырех пунктов может быть стимулятором пе-реживания зависти и ущемленной гордости. Логика чувств здесь проста. Мои желания блокированы, а желания другого удовлетво-ряются, и он этим гордится. Если у другого его враги неблагопо-лучны, а мои враги в хорошем состоянии, процветают, то моя за-висть растет. Если мои любимые неблагополучны, а любимые другого - благополучны, то ничто не остановит моей зависти.

Я описал формализованные отношения, порождающие зависть из источников гнева, и читатель может оснастить их множеством примеров из жизни. Поэтому-то зависть и гнев настолько тесно связаны, что некоторые весьма проницательные мыслители рас-сматривали зависть как вид агрессии и гнева.

 

Зависть и завистник

 

Часто переживаемая эмоция, повторяясь, перерастает в черту характера. Обижающийся становится обидчивым, боящийся -трусливым. Зависть, повторяясь, преобразуется в черту характера, в завистливость. Обладателя такой черты называют завистником. О нем говорят: "Это завистливый человек".

Если зависть - зло, то для его искоренения нужно изживать в людях черту завистливости. Для этого надо знать, как она зарож-

 

 

дается и укрепляется в характере человека. Если мы согласились с тем, что зависть возникла в результате длительной духовной эво-люции человека, то следует задаться вопросом, по каким призна-кам происходил отбор, в результате которого возникла такая вред-ная вещь, как зависть.

Функция зависти - создать конкуренцию между людьми в до-стижении высших ценностей. Гордость дополняет зависть. Если че-ловек достиг состояния", когда он может гордиться, он временно из-бавляется от зависти. Избавляясь от зависти, человек движется в направлении высших ценностей как бык, который тянет плуг и па-шет землю, чтобы не получать удары бича от пахаря. Человек в этом случае отличается от быка тем, что удары бича заменены завистью и внедрены в егЬ бессознательное, то есть поставлены "на автомат".

Если удалось внедрить в другого человека такие характеристи-ки, как "я умнее других", "я правдивее", "я щедрее", чем другой, то носящий в себе эти критерии, будет испытывать беспокойство и страдание всякий раз, когда окажется не умнее, не правдивее, не щедрее других. Он будет испытывать зависть к тому, кто окажется умнее, богаче, щедрее и так далее. С одной стороны - это плохо, а с другой - зависть выступает в качестве автоматического социаль-ного стимулятора активности. Эмоция зависти способствует, таким образом, принудительной социализации человека, который под уко-лами зависти стремится к преобладанию над другими иногда в ущерб себе. Здесь возникают мысли по философии культуры.

 

Двойственность культуры

 

Если мы будем рассматривать культуру как множество про-грамм, хранящихся в опыте сообщества и обеспечивающих жизне-деятельность, то будет очевидна двойственность культуры. С од-ной стороны, культура обеспечивает за счет своих обобщенных программ жизнь и эффективность. А с другой - она слепо при-нуждает каждого, кто разделяет ее ценности, к определенному по-ведению. Всякий раз, когда человек отклоняется от культурных сте-реотипов, от требований культуры, он автоматически получает наказание стыдом, виной или завистью. Причем культура - не

 

 

 

личность, не существо, а просто набор программ, нечто безличное и бездушное. Она действует слепо, беспощадно, не взирая на ли-ца, прошлые заслуги и индивидуальные особенности. В данном случае уколы зависти являются стимуляторами поведения, соответ-ствующего ценностям данной культуры.

 

Другой человек как источник зависти

 

Человек не может испытывать зависть или гордиться в одиноч-ку. Для этого ему нужен другой человек, да не всякий, а такой, ко-торого он считал бы подобным и даже равным себе.

Зависть поддерживается окружением близких, которые хотят, чтобы я был всегда на высоте и лучше других, так как всякий раз, когда я в чем-либо хуже других, они испытывают неудовольствие, и оно передается мне. Они радуются, когда я превосхожу других, и этим гордятся. Эта зависть и гордость передаются мне. Потом образуется привычка к зависти и гордости.

Зависть - хорошее средство управления поведением. Мы уве-рены в том, что завистливый и гордый человек разобьется в ле-пешку, чтобы не уступить другому. Мы в большей степени управ-ляемся гордостью и завистью, чем это принято думать.

 

4. КАК УСТРОЕНЫ ЗАВИСТЬ И ГОРДОСТЬ?

 

Если обида возникает от того, что другой ведет себя не так, как я привык ожидать от него, если вина возникает от того, что мое поведение рассогласовано с ожиданиями другого, с тем, каким он желает видеть меня, если стыд - рассогласование моего поведе-ния с моей Я-концепцией, то "ведьма с красными глазами" по име-ни Зависть происходит от сравнения самого себя с другими.

Формулой гордости является "У меня лучше, чем у других, по-добных мне!" Формула зависти - признание: "У меня хуже, чем у других", или "У них лучше, чем у меня!"

Ход мысли, порождающий зависть и гордость: "Здесь и теперь я должен во всем - в делах, в обладании, в положении в общест-ве, во внешности, в одежде, в способностях и многом другом пре-

 

 

обладать над другими, подобными мне, или в крайнем случае быть равным им". Таков императив, нарушение которого наказывается, в зависимости от обстоятельств, завистью и ущемленной гордос­тью. Роль сравнения в возбуждении зависти была известна давно. "Пока я в своем уме, я не сравниваю мою милую!" - писал древ­неримский поэт. В результате сравнения возникают зависть и гор­дость, что побудило поэта квалифицировать это состояние как "быть не в своем уме".

Зависть порождается истолкованием успехов другого человека. К. Муздыбаев, ссылаясь на Аристотеля, пишет: "Завидующий ин­терпретирует чужой успех как свое поражение, а не как выигрыш целого, частью которого он сам является. Причина тут в том, что успехи и приобретения человека, с которым индивид сравнивает себя, указывают не только на его положение аутсайдера, но также выступают в его восприятии еще и в качестве укора ему".

Различают "белую" зависть - зависть без вражды, и "черную", которая густо замешана на ненависти и враждебности к тому, кто меня превосходит, хотя он "такой же, как и я". Зависть считается эмоцией низменной.

Когда в группе, которая занималась саногенным мышлением, я задал вопрос: "Какая умственная операция делает возможной за-висть?", то мои ученики без колебания ответили, что такой опера-цией является сравнение человека с человеком, точнее, сравнение себя с другим, но не с любым, а с "таким же, как я". Из этого срав-нения могут возникнуть две эмоции: зависть, если оно неблаго-приятно - "он такой же, как я, но у него лучше, чем у меня", и тщеславие, гордость, если наоборот — "он такой же, как я, но у меня лучше, чем у него".

 

Для возникновения эмоций гордости и зависти нужно, чтобы объектом сравнения было качество, которому придавалось значе-ние. Все многообразие черт человека - его состояние, статус, спо-собности, обладание, все то, с чем он идентифицирует себя, мо-жет быть предметом сравнения и соответственно стать источником зависти. Может быть, жена любит его больше, чем меня моя же-на, и дети его послушнее, и огород плодоноснее, и даже, может быть, гены лучше, хотя он и подобен мне.

 

 

 

Идея равенства в зависти и гордости

 

Однако не всякое сравнение порождает зависть. Чтобы испы-тать зависть, нужно разделять идею равенства: "Подобные мне равны мне!" Не буду же я завидовать богатству индийского мага-раджи или американского миллионера. Еще Аристотель отмечал, что "... люди завидуют тем, кто к ним близок по времени, по мес-ту, по возрасту и по славе, откуда и говорится: "родня умеет и за-видовать". Но если богатым становится подобный мне, то возни-кает желание делать революцию.

Зависть не возникает в случае больших различий. Доходы мил-лиардера не вызывают зависти розничного торговца. Мелкий на-емный убийца не завидует Тамерлану или Гиммлеру, которые мог-ли одним словом за раз убить сотню человек по причине очень больших различий и в смещении во времени.

Для зависти нужно иметь социальную близость. Хозяин малень-кой аптечки на вокзале не станет завидовать доходам Брынцалова, но зато он внимательно следит за успехами соседней аптеки.

 

Как ум вырабатывает зависть и гордость?

 

Умственные операции, порождающие зависть и гордость, осу-ществляются привычно, автоматически, бессознательно:

1) акт восприятия или представления о некотором ценном ка-честве, свойственном себе и другому: черта личности, собствен-ность, принадлежность, способность, мастерство и так далее;

2) умственный акт присваивания этому качеству ценности и значимости;

3) акт отнесения другого человека к той же категории людей, что и сам человек. Создается представление о другом, как подоб-ном мне, равном мне: "Он такой же, как я". Это представление за-пускает магический акт присваивания другому человеку неких при-знаков, якобы связанных с подобием со мной. Зависть проявляется в мыслительной установке на то, что если человек в чем-то подо-бен мне, то он должен быть равен мне по всем иным признакам,

 

способностям;  

 

 

 

4) акт сравнения и обнаружения рассогласования. В результате этого рассогласования возникает переживание зависти, если срав-нение не в мою пользу, а если наоборот, то есть результаты срав-нения согласуются с ожиданиями, то возникает переживание гор-дости.

Если человек может осознать эти четыре умственных акта при-менительно к ситуации, в которой возникает зависть, то он может осознать свою эмоцию и соответственно ее контролировать. В наи-большей степени доступны для контроля второй и третий акт. Че-ловек может защищаться от зависти путем корректировки значе-ния, которое он присваивает признаку по схеме защитного психического механизма рационализации обесцениванием объек-та. Он может также отказаться признавать другого подобным или равным себе, поскольку другой обнаруживает существенные раз-личия в своих достижениях. В этом случае ему придется наделять объект зависти какими-то существенными качествами, признать его, например, более одаренным, чем он думал, или наделить его необыкновенной выносливостью и работоспособностью или хоро-шими привычками к труду. Православие радикально решает эту задачу зависти принятием себя меньше и хуже других, что весьма облегчается признанием огромной дистанции между собой и Бо-гом. Врожденные задатки от Бога. Доказано, что если эти черты человека, задатки, врожденны, то они оказывают ослабляющее влияние на зависть.

 

Однако страдание зависти может порождать неэффективные способы защиты. Например, у некоторых зависть порождает еще и злорадство: "У меня плохо, но у него еще хуже, чем у меня!" Зло-радство имеет ту же природу, что и зависть, но в нем содержится и ущербная гордость тем, что не только у меня плохо, а есть лю-ди, у которых хуже, чем у меня. Однако такая призрачная гордость не разрешает проблемы этой плохой эмоции. При слабости мыш-ления и неспособности иметь хорошую психическую защиту, то есть когда субъект не умеет "зализывать рану" и не знает, где эта рана находится, он ведет себя примитивно агрессивно. Если человек склонен столь низменным способом утолять гордость, то от пас-сивного злорадства он легко переходит к злодействию. Чтобы ней-

 

 

 

трализовать страдание зависти и испытать удовольствие, он выби-рает в качестве жертвы своей агрессии объект зависти и делает ему нечто, отчего ему становится плохо. Эта защита уже носит са-дистический характер: "Чтобы я получил удовольствие, нужно, что-бы ему было плохо"

 

5. ПОЧЕМУ МЫ СРАВНИВАЕМ?

 

Мы сравниваем, потому что привыкли это делать, то есть вы-работали у себя привычку к сравнению. Привычка сравнивать себя с другим человеком запускается мыслями или обстоятельствами и требует исполнения. Из одного и того же привычного акта сравне-ния извлекаются весьма различные эмоции: зависть, тщеславие, злорадство, гордость, самоутверждение. Если бы мы отказались от сравнения, тогда эти эмоции были бы убиты в зародыше. Но тогда мы уничтожили бы не только вред, но и потеряли бы всю пользу, получаемую от сравнения.

 

Этого не бывает по следующим причинам:

во-первых, сравнение чаще приятно, чем неприятно, поскольку оно может быть источником эмоционального подкрепления чув-ством превосходства; мы не всегда в гордости видим семена ядо-витых плодов зависти. Такое действие, как сравнение, обладает са-моподкреплением, ибо само по





Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость,

страх отвержения.

 

  1. В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других;
  2. Зависимость его самооценки от других ограничивает его естественную активность;
  3. Он скрывает свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление;
  4. Его беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования;
  5. Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.

 

Начать можно с консультации.

 

 

 

Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

 

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
  2. заводить друзей и получать удовольствие;
  3. она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;
  4. застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
  5. она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  6. застенчивость мешает ясно мыслить и свободно общаться;
  7. застенчивость, как правило, сопровождается негативным переживанием одиночества, тревожности и депрессии.

 

Начать можно с консультации.

 

Зависимость 

Сколько у человека потребностей, столько и зависимостей. Мы зависим от пищи, одежды, от близких, любимых, от рынка, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись, и считаем их нормальными. Если зависимость чрезмерна, то возникают проблемы. Подробнее, статья целиком 

 

© psycholog-voronezh

Добавленные домены

психолог-воронеж.рф

консультант-психолог.рф


 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz