Запишитесь на бесплатную 30 минутную дистанционную консультацию к психологу по скайпу Skype

Консультация-психолог.рф 

 

Гештальт-консультирование


 Я делаю свое, и ты делаешь свое.Я в этом мире не для того, чтобы жить в соответствиис твоими ожиданиями. И ты в этом мире не для того, чтобы жить в соответствиис моими ожиданиями. Ты — это ты, а я — это я,И если мы случайно находим друг друга, это прекрасно, Если же нет, то в этом случае ничем нельзя помочь.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Перлз (Perls, 1973) писал во введении к книге «Гештальт-подход» (The Gestalt Approach), что в основе гештальт-теории лежали опыт и наблюдения, эта теория менялась в течение ряда лет, когда она применялась на практике, и теория все еще продолжает развиваться. Следующее представление базируется почти исключительно на работах Перлса. Хотя другие консультанты-теоретики продолжали разрабатывать данный подход после смерти Перлса, никакой другой действительно крупный новатор в этой области не появился.ГештальтНемецкое существительное gestalt в переводе означает «форму» или «образ», а сре-ди значений глагола gestalten имеются следующие: «формировать», «придавать форму», «моделировать», «организовывать», структурировать. Другие значения слова «геш-тальт» — «образец», «конфигурация», «целостная структура». Перле отмечал: «Основная предпосылка гештальтпсихологии следующая — человеческая природа организована в виде набора множества образцов или целостностей, она представляется индивидууму именно в таком виде и понять суть человеческой природы можно, только представив ее как функцию элементов, из которых она состоит» (Peris, 1973, р. 5). Главной целью экспериментальной работы гештальт-психологов было показать, что люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством перцептивных процессов в значимые целостности (например, ряд точек может быть воспринят как прямая линия).Для описания визуальных областей используются термины «фигура» и «задний план», или «фон». В то время как «фигура» — это центр интереса (объект или модель и т. д.), «фон» является обрамлением или контекстом. Перле и его коллеги (Peris, Hefferline, Goodman, 1951) отмечали, что взаимодействие между фигурой и фоном является динамическим. Например, один и тот же фон при изменении интересов и фокусов внимания может давать начало различным фигурам. Кроме того, стать фоном может фигура, если какая-то ее деталь начала выступать в роли самостоятельной фигуры.Холистическая доктринаЧеловеческий организм — это единое целое. Перле особенно сильно протестовал против общепринятого противопоставления духа и тела. Появление психосоматического направления в медицине сделало очевидной тесную связь между психической и физической активностью. По всей вероятности, психическая деятельность является видом активности целостного индивидуума; она характеризуется более низком энергетическим уровнем, чем активность, называемая физической. Люди являются цело-стностями, которые фантазируют, разыгрывают роли и совершают различные действия. Например, по действиям людей можно узнать об их мыслях, а зная мысли, Можно понять, что люди хотели бы делать. Другими словами, люди не имеют организмы, но являются организмами, совершающими определенные действия, и разделение активности людей на умственную и физическую является неправильным.Другая ошибочная дихотомия — это дихотомия между «Я» и внешним миром. Индивидуумы не являются самодостаточными, они могут существовать только в определенной окружающей среде. Окружающая среда не создает индивидуумов, и индивидуумы не создают окружающую среду. Скорее, каждый является тем, что он есть, благодаря связи с отдельными другими и с общим целым. Например, человек видит дерево; не может быть никакого вида без того, что можно было бы увидеть, так же как нельзя что-либо заметить, если нет глаза, способного это увидеть.Имеется множество других ложных дихотомий типа эмоциональное (субъективное) — реальное (объективное), инфантильное — зрелое, биологическое — культурное, любовь — агрессия, сознание — подсознание. Рассмотрим пример, который касается разделения инфантильного и зрелого. Часто именно недостаток некоторых детских черт обусловливает нежизнеспособность взрослых, в то время как другие черты, называемые инфантильными, могут быть интроекциями взрослых неврозов. Основная цель гештальт-консультирования заключается в поисках всеобъемлющей модели, а не ложных дихотомий.Гомеостаз и равновесиеКаждый организм имеет тенденцию стремиться к равновесию, причем эта тенденция является одной из основных. Организм постоянно сталкивается с разного рода дисбалансом, который выводит организм из состояния равновесия либо через внешние (требования окружающей среды), либо через внутренние (потребности) факторы. Жизнь характеризуется непрерывной сменой состояний равновесия и неустойчивости в организме. Поддержание гомеостаза или организмическое саморегулирование — это процесс, посредством которого организм удовлетворяет свои потребности и восстанав-ливает баланс, когда сталкивается с какими-либо требованиями или потребностями, выводящими данный организм из состояния равновесия. Здоровье подразумевает аде-кватное течение гомеостатического процесса, в то время как болезнь означает, что в течение слишком долгого времени организм оставался в состоянии дисбаланса и был не способен удовлетворять свои потребности. Смерть наступает при полной утрате спо-собности поддерживать гомеостаз. Хотя психологическое и физиологическое взаимосвязаны, организм можно воспри-нимать в качестве структуры, имеющей как потребность в психологических контактах, так и физиологических. Вот простой пример физиологической потребности — организм может быть здоровым только в том случае, если в крови содержится определенное количество воды, не слишком маленькое и не слишком большое. Если, например, содержание воды в крови становится слишком низким, индивидуум чувствует жажду, при этом отмечаются такие симптомы, как сухость во рту, беспокойство, желание скор-ректировать возникший дисбаланс с помощью приема жидкости. Примером психоло-гической потребности является потребность матерей в поддержании своих детей в сча-стливом и удовлетворенном состоянии. Следовательно, даже во время сна матери могут очень чутко реагировать на плач и хныканье своих отпрысков.Гомеостатический процесс также имеет место тогда, когда одновременно возникают несколько потребностей. Однако в этом случае процесс является избирательным, в его основе лежит потребность организма в выживании и в самоактуализации. Перле отмечал: «Каждый индивидуум, каждое растение, каждое животное имеет только одну врож-денную цель — актуализировать себя в том виде, в каком существует» (Peris, 1969a, р. 33). Таким образом, при одновременном возникновении множества потребностей ин-дивидуум прежде всего концентрирует свое внимание на доминирующей потребности в выживании и самоактуализации и только затем приступает к удовлетворению других потребностей. Иначе говоря, доминирующая потребность или потребность, удовлетво-рение которой является наиболее неотложным, становится фигурой переднего плана, в то время как другие потребности отступают, по крайней мере, на данный момент, на задний план. Перле (Peris, 1969a) считал, что необходимо отказаться от всей теории инстинкта и начать рассматривать организм просто как систему, которая должна находиться в состоянии равновесия для того, чтобы функционировать должным образом. Хотя, фактически, люди сталкиваются с сотней незаконченных ситуаций, одна Из них всегда является наиболее важной и требующей рассмотрения в первую очередь. Для того чтобы удовлетворять свои потребности (или закрывать незавершенные гештальты), индивидуумы должны уметь осознавать, в чем они нуждаются, а также уметь управлять собой и окружающей средой, чтобы получать то, что им необходимо.Жизнь, по сути, является бесконечным рядом незаконченных ситуаций или непол-ных гештальтов: как только один гештальт завершается, тут же возникает другой. Спо-собность к поддержанию гомеостаза позволяет организму сохранять себя, «и един-ственный закон, который не изменяется с течением времени, это закон формирования гештальтов — целостностей, законченности. Гештальт — это органическая функция. Гештальт — это основная эмпирическая единица» (Pgrls, 1969a, р. 16). С разработкой концепции гомеостатического процесса стало возможным рассматривать формирование гештальта как первичную биологическую двигательную силу, причем гештальт считается основной эмпирической единицей и для его характеристики используются такие термины, как фигура и фон, а также законченность и незавершенность.Граница контакта и контактКак я уже отмечал, Перлс не проводил четкой границы между «самостью» и внеш-ним миром, полагая, что организм и окружающая среда постоянно взаимодействуют друг с другом. Граница контакта — это граница между организмом и окружающей средой, и именно на этой границе имеют место психологические события. Перле и его коллеги (Peris and others 1951) считали, что «психология изучает действие границы контакта в пространстве организм/окружающая среда» (р. 229). «Контакт» или «соприкосновение с...» подразумевает как сенсорное осознание, так и совершение действий. Сенсорная система организма обеспечивает его средствами ориентации, в то время как моторная система обеспечивает организм средствами манипуляции. И ориентация, и манипуляция имеют место на границе контакта. При нормальном функционировании, когда система ориентации выполнила свою функцию, организм начинает управлять собой и окружающей средой таким образом, что состояние равновесия восстанавливается, а гештальт закрывается.Все мысли, чувства и действия имеют место на границе контакта. При нормальном функционировании люди в адекватном ритме аннулируют контакт (имеют эффективные средства реагирования на психологические события, возникающие на границе контакта). При установлении контакта с окружающей средой гештальт формируется, в то время как при аннулировании этого контакта гештальт или закрывается полностью, или ресурсы организма мобилизуются таким образом, что закрытие гештальта становится возможным. Иначе говоря, установление контакта с окружающей средой и его аннулирование можно рассматривать соответственно как принятие и неприятие окружающей среды. Компоненты контакта и его аннулирования присутствуют почти постоянно у всех индивидуумов, но у невротической личности понижена способность адекватно судить об уместности этих диалектических элементов и, как следствие, такая личность ведет себя менее эффективно.Самость и самоактуализацияСамость — это система контактов, имеющих место на границе контакта в любой момент времени. Самость существует там, где имеются границы контакта, и одним из проявлений ее активности является формирование фигур и фонов. Самость всегда объединяет чувства, моторную координацию и органические потребности. Самость является интегратором или «архитектором» жизни, и хотя это «только один из факторов взаимодействия организма с окружающей средой... этот фактор играет решающую роль в поисках и создании смыслов, с помощью которых мы растем» (Peris et al., 1951. p. 235).Самость состоит из идентификаций и отчуждений, имеющих место на границе контакта. Например, индивидуумы могут идентифицировать себя с членами своих семей, но при этом чувствовать отчуждение по отношению к людям, живущим в других странах. Изнутри граница обычно воспринимается как «хорошая», а снаружи — как «плохая». Самоактуализация может рассматриваться как выражение соответствующих идентификаций и отчуждений. Нормальное функционирование подразумевает идентификацию с формирующейся организмической самостью данного человека при отсутствии подавления его творческого потенциала, однако при этом должно быть от-чуждено то, что не присуще индивидууму организмически. При болезни имеет место ограничение областей контакта, обусловленное отчуждением частей формирующейся организмической самости посредством ложных идентификаций.Возможно, для того чтобы в более доступной форме изложить данный материал, целесообразно провести границу между самоактуализацией, базирующейся на- экзи-стенциальном принципе «роза, являясь розой, есть роза», и актуализацией собственного воображаемого образа, при которой люди живут в соответствии с образом того, какими они должны быть, а не того, чем они являются на самом деле. Перле (Peris, 1969a) полагал, что «любой внешний контроль, даже переведенный индивидом на внутренний план — внешний контроль — "Ты должен", превратившийся в "Я должен" — мешает нормальной работе организма. Имеется только одна вещь, которая должна осуществлять контроль, и эта вещь — ситуация» (р. 20). Если люди понимают ситуации, в которых они находятся, и поступают в соответствии с этими ситуациями, то они учатся справляться с жизненными трудностями. Еще более четкое представление об идеях Перлса относительно самоактуализации можно получить, вникнув в суть его афоризма: «Итак, теряйте рассудок и приходите в чувство» (Peris, 1970a, р. 38).ВозбуждениеЛюди получают энергию из пищи и воздуха. Перле использовал слово «возбужде-ние» для описания энергии, которую мы создаем, поскольку генерация энергии во многом связана с физиологической функцией возбуждения. Возбуждение изменяется в со-ответствии с меняющимися требованиями, в основе этого изменения лежит гормональное дифференцирование. Так, на возбуждение влияют различные вещества, например выделение адреналина увеличивается при гневе, а выделение половых гормонов — при сексуальном контакте. Большая часть нашего возбуждения идет на генерацию энергии моторной системы, так как мускулы связывают людей с окружающей средой. Даже при наличии сильно выраженного эмоционального компонента эмоция преобразуется в движение. Однако некоторая часть возбуждения идет на генерацию энергии чувств. Здоровые люди позволяют возбуждению «добираться» до их чувств и мускулов, но, к сожалению, многие люди позволяют значительной доле своего возбуждения пропадать втуне в бесплодном фантазировании, непроизводительном мышлении и в актуализации их представлений о самих себе. Перле (Peris, 1969а) считал, что современные люди пребывают в состоянии, характеризующемся низкой степенью жизнеспособности (витальности), при этом «средний» человек использует только 5-15% имеющегося у него потенциала, а человека, использующего всего 25% своего потенциала, считают гением.ЭмоцияЭмоция, будучи прямым оценочным переживанием организмом пространства организм/окружающая среда, скорее является независимой, чем регулируется мыслями и произносимыми суждениями. Эмоции следуют одна за другой без перерыва, поскольку все мгновения жизни людей окрашены приятным или неприятным чувством, характеризующимся различной интенсивностью. Возбуждение модифицируется в опре-деленные эмоции в соответствии со сложившейся ситуацией, и эти эмоции мобилизуют сенсорную и моторную системы таким образом, что становится возможным удов-летворение потребностей. Гештальт-консультанты придают большое значение эмоциям, которые не только необходимы как регуляторы потока энергии или возбуждения, но являются также «уникальными поставщиками опыта, которых ничем нельзя заменить; через эмоции мы узнаем о своих заботах и интересах и, следовательно, о том, чем являемся мы и чем является мир» (Peris et al., 1951, p. 96).НОВОВВЕДЕНИЯ Агрессия, ассимиляция и интроекцияАгрессивное отношение к опыту необходимо, если его действительно следует асси-милировать или принять в качестве собственного. Можно провести аналогию между агрессией, которая требуется для еды, и агрессией, которая требуется для ассимиляции опыта. Пищу необходимо разрушить, или деструктурировать, для того, чтобы входящие в ее состав ценные компоненты могли быть усвоены организмом, а ненужные вещества — удалены. Любое ненужное вещество, которое не удалено, может быть ядовитым и вредным для организма. Каждый организм в пространстве окружающей среды растет, включая в себя новый материал, переваривая или деструктурируя, а затем выборочно ассимилируя или поглощая новое вещество, будь это пища, лекции или родительское влияние. Любящие родители склонны делиться со своими детьми опытом, который те ассимилируют до тех пор, пока не начинают осознавать свои собственные потребности в связи с переходом от поддержки со стороны окружающей среды к независимости.Однако для нормального функционирования не весь опыт требуется деструктури-ровать и ассимилировать. Интроекции — это опыт, который проглатывается скорее целиком, нежели должным образом переваренным. В результате интроекции сохраняются как ненужные, так и полезные вещества, и таким образом организм ослабляется. Полные ненависти родители склонны обеспечивать своих детей опытом, который должен быть воспринят путем интроекции или принят целиком, даже если такое восприятие негативного опыта не согласуется с потребностями организма.Фрустрация и манипуляцияМаленький ребенок фактически полностью зависит от матери, но со временем ре-бенок начинает учиться общаться, ползать и ходить, кусать и жевать, принимать и отклонять. Короче говоря, ребенок учится осознавать некоторую часть своего жизнен-ного потенциала. Человек растет и развивается тогда, когда учится преодолевать фру-страции, мобилизуя врожденные ресурсы на управление (манипуляцию) окружающей средой с целью удовлетворения своих потребностей. Термин «манипуляция» применяется тогда, когда речь идет о способах мобилизации и использования человеком окружающей среды для удовлетворения его потребностей. Как здоровые, так и нездоровые организмы манипулируют окружающей средой, но здоровые организмы осуществляют манипулирование, в основном поддерживая себя сами, в то время как нездоровые ор-ганизмы скорее стремятся получить поддержку от окружающей среды, чем помочь себе.Перле писал: «Без фрустрации у вас не будет никакой потребности, никакого повода мобилизовывать ваши ресурсы, делать кое-что самостоятельно; для того чтобы не испытывать фрустраций, которые являются довольно болезненными переживаниями, ребенок учится манипулировать (управлять) окружающей средой» (Peris, 1969a, р. 35). Возможно, точнее было бы сказать, что, испытывая адекватные фрустрации, ребенок учится управлять окружающей средой таким образом, чтобы можно было удовлетворять свои потребности и восстанавливать организмический баланс. Однако при недостатке фрустраций (такой недостаток ведет к формированию испорченного ребенка) или при наличии фрустраций, которые являются блокирующими или находятся за пределами способности ребенка справляться с ними, ребенок, вероятно, начнет мобилизовывать окружающую среду, играя фиктивные роли, например роль глупого, беспомощного, слабого и льстивого существа. Такие ложные манипуляции заставляют индивидуумов отчуждать части самих себя, будь это их глаза, уши или гениталии.Нарушения (прерывания) контактаЛюди вынуждены учиться гораздо в большей степени при получении образования, чем при использовании свойственных им биологически обоснованных инстинктов. Следовательно, многие интуитивные, присущие животным представления о том, что является «правильной» процедурой, или отсутствуют, или блокируются у людей. Вместо этого имеется широкий диапазон сложных, передающихся и меняющихся от поколения к поколению фантазий, которые имеют отношение к тому, что входит в понятие «правильные процедуры». Эти процедуры используются главным образом для поддер-жания социальных контактов (так, большое значение имеют манеры и этика), недостатком этих процедур является то, что они не всегда биологически обоснованы. Следовательно, часто нарушаются контакты, возникающие и поддерживаемые в ходе идущих в данный момент организмических процессов; при отсутствии влияния указанных выше процедур организм был бы способен к самоподдержке. Вот Два простых примера нарушений контакта: «Не прикасайся к этому» или «Не делай этого». Еще один яркий пример: «Оставайся сейчас здесь, думай о своем домашнем задании и не спи». Люди часто включают нарушения контактов, свойственные их родителям, в собственную жизнь в качестве интроекций, например: «Взрослые мужчины не плачут». Нездоровые организмы или невротики сами себя прерывают, и им следует знать как о том, что они прерывают себя, так и о том, какой именно контакт они прерывают.Подавление эмоцииПодавление эмоции — это способ, который взрослые наиболее часто используют для прерывания контактов у своих детей. Взрослые, которые воспитывались в среде, где «авторитеты» боялись эмоций, склонны подавлять эмоции своих детей и таким образом не позволять их эмоциям развиваться и дифференцироваться естественным образом. Это достигается в основном посредством чрезмерного подчеркивания значения «внешнего мира» и требований «действительности» и преуменьшения значения орга-низмических потребностей и эмоций. В результате дети «приспосабливаются» к такому неослабному давлению со стороны взрослых, притупляя телесные ощущения и утрачивая часть своей жизненной силы. Однако, поскольку эмоции свойственны организму, подавление эмоций не приводит к устранению «нежелательных» эмоций. Вместо этого оно «нарушает равновесие в пространстве организм — окружающая среда, часто создавая такие ситуации, которые, если их не удается избежать, вызывают чрезмерно много эмоций!» (Peris et al., 1951, p. 97).ПОЧЕМУ ЛЮДИ ВЕДУТ СЕБЯ НЕАДЕКВАТНОХотя Перлс часто использовал термины «невроз» и «невротический», он считал, что проблемы, связанные с неполным формированием и завершением гештальта, встре-чаются очень часто. Перле писал: «Современный человек имеет низкий жизненный потенциал. Обычно человек страдает неглубоко, но при этом он мало знает об истинной творческой жизни. Человек превратился в своего рода беспокойный автомат» (Peris, 1973, p. ix). В этом разделе я рассматриваю с точки зрения гештальта вопрос, почему люди ведут себя неадекватно. Само собой разумеется, трудности, испытываемые индивидуумом, усугубляются тем, что он живет в окружающей среде, где обычной является скорее актуализация представления о самом себе, чем самоактуализация.Зоны осознанияСуществуют три зоны, или три слоя, осознания. Во внешней зоне происходит осо-знание мира, тех вещей, фактов и процессов, которые доступны каждому. Внутренняя зона — это место внутри кожи. Хотя внутреняя зона относится к нашему подлинному организмическому «Я», в ее пределах имеется промежуточная зона (ПЗ) (часто называемая разумом или сознанием), которая является препятствием для установления и поддержания хорошего контакта с людьми, а также с собой и с окружающим миром. ПЗ — это зона активности фантазии, которая «потребляет» возбуждение и оставляет мало энергии для поддержания контакта с действительностью. Перле иногда употреблял индийское слово майя для описания ПЗ. Майя означает иллюзию или фантазию и является своего рода мечтой или трансом. Иногда Перле использует грубое разговорное выражение «затрахивание сознания»* для описания активности ПЗ, которая мешает людям дойти до своих чувств. Тревога и страх перед аудиториейВ гештальт-теории дается как физиологическое, так и психологическое определение тревоги. Физиологическое определение таково: «Тревога — это переживание трудности с дыханием во время любого блокированного возбуждения» (Peris et al., 1951, p. 128). Идея, лежащая в основе этого определения, такова: энергия усиленно мобилизуется и потребность организма в воздухе увеличивается (повышаются скорость и амплитуда дыхания) всякий раз, когда имеются сильная обеспокоенность и контакт. Такие изменения являются нормальными в тех случаях, когда организм пребывает в состоянии возбуждения, например эротического, агрессивного, творческого, или попадает в ситуации, в которых требуется мобилизация энергии. Менее адекватной реакцией является попытка осуществлять контроль над процессом дыхания и подавлять воз-буждение путем искусственного поддержания скорости дыхания, характерной для со-стояния покоя. В результате такого подавления сужается грудная клетка, так как при-ходится форсировать выдох с целью создания вакуума, необходимого для вхождения в легкие струи свежего воздуха. Английское слово «тревога» (anxiety) происходит от латинского слова angustia, означающего «узость»; таким образом, в основе возникновения тревоги лежат чрезвычайные меры, принимаемые организмом при развитии конфликта между возбуждением и контролем.Психологическое определение тревоги следующее. Тревога — это «разрыв между "теперь" и "позже"» или «страх перед аудиторией» (Peris, 1969a, р. 32-33). С этой точки зрения тревога является результатом активности зоны фантазии — ПЗ. Здесь хранится информация о том, чего люди на самом деле не хотят, потому что боятся. Перле писал: «Мы заполняем разрыв, в котором должно быть будущее, страховыми полисами, статус-кво, аналогиями, чем угодно, чтобы только не использовать возможность быть открытыми по отношению к будущему» (Peris, 1969а, р. 48-9). Люди, которые находятся в «здесь-и-теперь» и имеют доступ к своим чувствам, вряд ли будут тревожиться, потому что их возбуждение может немедленно преобразовываться в какой-либо вид непосредственной творческой контролируемой сознанием активности, в результате чего происходит разрешение незаконченных ситуаций. У таких людей не заблокирована (майей или фантазиями, предубеждениями, предчувствиями и так далее) возможность поддержания хорошего контакта с собой и с окружающей средой. Они способны идти на разумный риск. Перле проводил различие между катастрофическими фантазиями, которые влекут за собой слишком большие предосторожности, и анастрофическими фантазиями, которые влекут за собой предельно малозначительные предосторожности. Перле думал, что некоторые люди могут поддерживать баланс между катастрофическими и анастрофическими фантазиями и, следовательно, способны как на перспективное, так и на рациональное дерзание.НеврозНевротические индивидуумы позволяют обществу посягать на себя слишком ин-тенсивно. Они не могут ясно выделять свои собственные потребности и рассматривать общество как нечто большее, чем жизнь, а себя — как нечто меньшее. Общество может состоять из большого количества различных групп, таких как семьи, государства, социальные слои, коллективы сотрудников. Когда невротик и одна или большее коли-чество таких групп одновременно испытывают различные потребности, невротик не-способен выделить доминирующую потребность и поэтому не может осуществлять ни хороший контакт, ни полноценное изъятие. В связи с этим, одно или несколько нару-шений равновесия на границе контакта, обусловленные неврозом, кажутся невротику наиболее эффективным способом сохранения баланса и ощущения адекватной саморе-гуляции в крайне неблагоприятных ситуациях.Перлс четко разделял понятия «здоровье», «психоз» и «невроз». Здоровые люди на-ходятся в контакте с реалиями как самих себя, так и окружающего мира. При психозе люди оказываются не способными на соприкосновение с действительностью и входят в контакт с майей, особенно часто развиваются фантазии, связанные с идеями мании величия и никчемности. При неврозе идет непрерывная борьба между майей и дей-ствительностью. Нарушения на границе контактаНеврозы влекут за собой существенные нарушения на границе контакта. Выделяют четыре отдельных, хотя и взаимосвязанных, механизма развития невроза. Невротические пограничные нарушения равновесия представляют собой «изматывающие, хронические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания» (Peris, 1973, р. 32). Однако не все нарушения, обусловленные стремлением к установлению баланса организм — окружающая среда, являются свидетельством невроза или порождают невроз. Интроекция, проекция, слияние и ретрофлексия — вот четыре механизма нарушения на границе контакта.Я уже упоминал, что при интроекции материал, поступающий извне, скорее про-глатывается целиком, чем переваривается должным образом (адекватное «перевари-вание» подразумевает ассимиляцию ценных элементов и отвержение ненужных или ядовитых элементов). Интроекты, или «непереваренные» мысли, чувства и поступки, являются результатами процесса интроекции. Интроекция может рассматриваться как тенденция «присваивать» в качестве части самого себя то, что фактически является частью окружающей среды. Два основных результата интроекции следующие. Во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов :в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами. Во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности. Проекция является оборотной стороной интроекции и характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях: на уровне, связанном с внешней окружающей средой, и на уровне, связанном с «Я». При проецировании мы переносим на других те наши личные черты, которые нам не нравятся и которые мы не считаем ценными, при этом мы не признаем и не рассматриваем данные тенденции в нас самих. Проекции связаны с интроектами, так как люди обычно обесценивают себя, соотнося с интроецированными «Я-стандартами», чьи неприемлемые производные затем проецируются на окружающую среду. Проекция элементов собственного «Я» имеет место тогда, когда люди не рассматривают как часть себя области, в которых возникают определенные импульсы, или сами эти импульсы. Например, люди иногда говорят: «Мною овладел гнев»; таким образом люди как бы признают, что гнев объективно существует вне их, при этом они могут считать гнев виновником своих неприятностей и не признавать полностью тот факт, что испытываемый ими гнев — это часть их самих.При слиянии индивидуум недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружаю-щий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Люди, которые не осознают границу контакта между собой и другими, не способны ни устанавливать с окружающими хороший контакт, ни отступать там, где это уместно. При слиянии индивидуумы требуют от других сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. Два примера слияния — брачные партнеры и родители, которые отказываются рассматривать своих, соответственно, супругов и детей в качестве личностей, отличных от них самих.При ретрофлексии индивидуумы не в состоянии проводить четкую границу между собой и другими, при этом они обращаются с самими собой так, как они первоначально хотели обращаться с другими людьми или объектами. Например, измотанная мать в конце долгого неудачного дня может направить свои разрушительные импульсы на саму себя. Ретрофлексия буквально означает «резко повернуть назад против». Когда люди «ретрофлексируют», они «переадресовывают» свою активность внутрь и заменяют собой окружающую среду, таким образом делая себя собственной мишенью. Ретрофлексия не обязательно бывает невротической. В некоторых ситуациях рефлексирование может быть полезно для индивидуума, так как оно позволяет подавлять определенные реакции. Однако ретрофлексия является патологической, если она является хронической, привычной и неконтролируемой.Перлс был чутким лингвистом и использовал языковые возможности как для опи-сания нарушений на границе контакта, так и для оказания помощи клиентам с такими нарушениями. Например, при интроекции личное местоимение «Я» используется тогда, когда следовало бы употребить местоимение «они». При проекции местоимения «они», «он», «она», «оно» используются вместо должного «Я». При слиянии местоимение «мы» используется тогда, когда в действительности имеются различия между «Я» и другими людьми. При ретрофлексии люди употребляют рефлексивные местоимения «меня», «себя», например, когда утверждают «Я стыжусь самого себя». Ниже приводится сжатое резюме Перлса (Peris, 1973) о недостаточном развитии способности различать, вмешиваться и прерывать, обусловленном четырьмя основными нарушениями на границе контакта. «Интроектор» делает то, что от него ждут другие; «проектор» делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет; человек, пребывающий в состоянии патологического слияния, не знает, что, кто и кому делает; "ретрофлектор" делает самому себе то, что он хотел бы сделать другим» (р. 40).Слои неврозаПерлс (Peris, 1969a, 1970), занимаясь консультированием в течение многих лет, сделал вывод, что структура невроза является пятислойной. Первый слой — это слой клише. Например, сюда относятся бессмысленные символы встречи типа рукопожатия или приветствия «Доброе утро». Затем идет так называемый слой Эрика Берна или Зигмунда Фрейда. Здесь люди активно манипулируют друг другом, прибегая к фиктив-ным ролям и играм, но получают при этом обратные результаты (например, широко распространены роли хулигана, очень важной персоны, плаксивого ребенка, миленькой девочки, хорошего мальчика). Когда этот слой, на котором разыгрываются роли, оказывается проработанным, кон





Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость,

страх отвержения.

 

  1. В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других;
  2. Зависимость его самооценки от других ограничивает его естественную активность;
  3. Он скрывает свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление;
  4. Его беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования;
  5. Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.

 

Начать можно с консультации.

 

 

 

Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

 

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
  2. заводить друзей и получать удовольствие;
  3. она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;
  4. застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
  5. она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  6. застенчивость мешает ясно мыслить и свободно общаться;
  7. застенчивость, как правило, сопровождается негативным переживанием одиночества, тревожности и депрессии.

 

Начать можно с консультации.

 

Зависимость 

Сколько у человека потребностей, столько и зависимостей. Мы зависим от пищи, одежды, от близких, любимых, от рынка, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись, и считаем их нормальными. Если зависимость чрезмерна, то возникают проблемы. Подробнее, статья целиком 

 

© psycholog-voronezh

Добавленные домены

психолог-воронеж.рф

консультант-психолог.рф


 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz