Запишитесь на бесплатную 30 минутную дистанционную консультацию к психологу по скайпу Skype

Консультация-психолог.рф 

 

…лишне напряжены. Дифференцированная релаксация может включать в себя мышечные или вербальные процедуры релаксации. Такое включение позволяет: а) добиться необходимого уровня напряжения в определенных группах мышц; б) снять напряжение во всех других группах мышц. Использование дифференциальной релаксации помогает снимать напряжение в повседневной жизни.Условная релаксацияДругой процедурой, помогающей справляться со стрессом, является условная ре-лаксация. Консультанты обусловливают клиентов таким образом, чтобы они начали связывать ключевое слово, например «покой» или «отдых», с состоянием глубокого расслабления, которого можно достичь посредством прогрессирующей мышечной ре-лаксации. В дальнейшем клиенты могут использовать ключевое слово для подавления чувства тревоги, возникающего при стрессе.Релаксированный стиль жизниКонсультанты должны не только обучать клиентов различным процедурам релак-сации, описанным выше, но и пытаться составить мнение об образе жизни клиентов. Консультанты должны знать, имеют ли их клиенты возможность регулярно снимать нервное напряжение. Большое значение имеют прямые предостережения и рекомендации; консультант должен следить за тем, чтобы клиент, в частности, полноценно отдыхал во время отпуска, выделял достаточно времени для принятия пищи, не брал на себя чрезмерных обязательств, сохранял физическую форму, регулярно отдыхал. Следование таким рекомендациям помогает клиентам расслабляться.Обсуждение релаксационного тренингаРазным поведенческим консультантам требуется различное количество занятий для того, чтобы обучить клиентов релаксации. Клиенты также с разной скоростью при-обретают новые навыки. Вольпе (Wolpe, 1982) удается обучить клиентов прогрессиру-ющей мышечной релаксации приблизительно за 6 занятий. Вольпе просит пациентов выполнять упражнения дома 2 раза в день по 15 минут. Вольпе и Вольпе (Wolpe, Wolpe, 1988) пишут: «Очень важно объяснить клиентам, что цель научения релаксации — не развитие способности управлять мышцами само по себе, а развитие умения достигать состояния, характеризующегося эмоциональным спокойствием» (р. 42). Берн-стайн и Борковец (Bernstein, Borkovec, 1973) предлагают обучать клиентов релаксации за 10 занятий; на первых трех занятиях следует научить клиентов расслаблять все группы мышц, на следующих четырех занятиях — обучить их краткому мышечному расслаблению, а на заключительных трех занятиях — процедурам вербальной релак-сации. Бернстайн и Борковец также считают, что клиентам необходимо ежедневно практиковаться дома. Консультанты могут изменять расписание занятий, посвященных обучению релаксации, в соответствии с потребностями клиентов и собственной рабочей нагрузкой. Тем не менее должно быть проведено достаточное количество таких занятий.Консультанты часто записывают на кассеты инструкции по проведению релаксации, чтобы клиенты могли проигрывать эти записи во время выполнения упражнений дома. Однако здесь существует риск, связанный с тем, что тем группам мышц, которые клиенту трудно расслабить, может уделяться недостаточное внимание. Консультант может решить эту проблему, если предупредит клиентов заранее и попросит их временно выключать магнитофон тогда, когда это будет необходимо, и затрачивать дополнительное время на расслабление конкретной группы мышц. Голдфрид и Дэвисон (Gold-fried, Davison, 1976) считают, что наступает момент, когда клиентов следует начать постепенно отучать от использования кассет. Для этого можно рекомендовать клиентам расслабляться в течение определенного периода времени без прослушивания кассет, а затем включать магнитофон. По мере того как различие между глубиной релаксации, возникающей при выключенном магнитофоне, и глубиной релаксации, возникающей при включенном магнитофоне, будет уменьшаться, потребность в кассете будет становиться все меньше и меньше.Иногда клиентам бывает трудно достичь глубокой релаксации. Я уже рассматривал такие способы справиться с трудностями, испытываемыми клиентами, как повторение цикла «напряжение — расслабление» и изменение стратегии создания напряжения. Некоторые психиатры также используют транквилизаторы, чтобы помочь пациентам расслабиться. Один из способов помочь клиентам справиться с мешающими им мыслями — порекомендовать клиентам заняться психической релаксацией. Иногда клиенты боятся, что утратят контроль над собой. Для того чтобы разубедить их в этом, консультант должен включить в инструкцию по релаксации пункт, в котором будет говориться о том, что клиенты не потеряют контроль над собой при выполнении упражнений. У некоторых клиентов возникают трудности при выполнении домашнего задания, поэтому консультанты должны контролировать домашнюю практику и подробно обсуждать все возникающие у клиентов вопросы. Можно применять следующий метод оценки степени релаксации клиента, достигаемой как во время занятий, так и во время выполнения домашнего задания. Консультант может попросить клиента оценить свое состояние, используя количественную шкалу, на которой оценка 0 соответствует максимальной релаксации, а оценка 100 — максимальной напряженности. Еще одна сложность связана с тем, что некоторые трудности, возникающие при попытках релаксации, могут быть обусловлены в большей степени нереалистичными ожиданиями консультанта или клиентов, а не наличием настоящих проблем.Борковец и Сайде (Borkovec, Sides, 1979) проанализировали результаты 25 кон-тролируемых исследований, в ходе которых была использована прогрессирующая мы-шечная релаксация. Результаты 15 исследований в основной группе были значительно лучше, чем в контрольной группе. Результаты 10 исследований оказались примерно одинаковыми в обеих группах. Однако из 7 исследований, в ходе которых были прове-дены 3 или более занятия (причем тренинг был «живым», а не записанным на пленку и в нем принимали участие субъекты с клинической патологией, а не нормальные индивиды), только 1 исследование не показало преимуществ использования прогрессирующей релаксации (сравнивались результаты, полученные в основной и контрольной группах). Авторы делают следующий вывод: «Использование прогрессирующей релаксации весьма эффективно при терапии пациентов с нарушениями физиологических реакций»(1979,р.124).СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ДЕСЕНСИБИЛИЗАЦИЯСистематическая десенсибилизация — это метод поведенческого консультирова-ния, важным компонентом которого является релаксация. Если в ходе процедуры пове-денческой оценки у клиента выявляются специфические тревоги иди фобии, а не просто общая напряженность, целесообразно использовать систематическую десенсибилизацию. Однако следует отметить, что поведенческие оценки должны быть адекватными. Например, индивид может испытывать чувство тревоги при тестировании или при необходимости принятия профессионального решения потому, что он не имеет навыков принятия решений. В таких случаях тревогу, вероятно, целесообразнее будет уменьшить посредством обучения соответствующим навыкам, чем с помощью систематической десенсибилизации. Существует множество разнообразных теоретических объяснений эффективности систематической десенсибилизации (Thoresen, Coates, 1978).Вольпе (Wolpe, 1958, 1982; Wolpe, Wolpe, 1988) разработал метод систематической десенсибилизации, основываясь на принципе реципрокного торможения, который был описан в главе 9. Вольпе признает, что систематическая десенсибилизация может проводиться одновременно с другими процедурами, используемыми в поведенческом консультировании. Систематическая десенсибилизация включает в себя три элемента: а) обучение глубокой мышечной релаксации; б) выстраивание иерархий стимулов, вызывающих тревогу; в) предложение клиенту воображать, пребывая в состоянии ре-лаксации, объекты из иерархий, вызывающие тревогу.Разумное объяснениеПеред проведением систематической десенсибилизации поведенческие консуль-танты обычно стараются в доходчивой форме объяснить клиентам, в чем суть данного метода. При этом консультанты должны учитывать жалобы клиентов, выявленные при проведении поведенческой оценки. Объяснение может включать в себя изложение сути принципа реципрокного торможения. Вероятно, следует также кратко описать три элемента систематической десенсибилизации. Кроме того, консультанты могут отметить, что приобретение навыка релаксации позволяет справляться с ситуациями, вызывающими тревогу. Поскольку об обучении релаксации говорилось уже достаточно, сразу перейдем к рассмотрению второго элемента систематической десенсибилизации и выясним, что собой представляет выстраивание иерархий.Выстраивание иерархийВольпе, пишет: «Иерархия тревог — это своего рода список вызывающих'тревогу стимулов, оцениваемых в соответствии с уровнем чувства тревоги, которое они вызы-вают» (Wolpe, 1982, р. 145). Существует целый ряд соображений, касающихся выстра-ивания иерархий десенсибилизации. Во-первых, следует определить темы, которые смогли бы объединить стимулы, вызывающие тревогу. Само собой разумеется, что сти-мулам, которые наиболее часто нарушают функционирование клиентов, надо уделять больше всего внимания. Определить темы можно исходя из поведенческих оценок. Эти темы могут иметь отношение к любой из множества вызывающих тревогу ситуаций, например к публичному выступлению, сдаче экзаменов, еде в общественном месте, общению с представителями противоположного пола, половому контакту.Во-вторых, клиентов следует познакомить с понятием «субъективная шкала тревоги или страха». Обычно потенциал вызывающих тревогу стимулов из иерархии оценивают следующим образом. Принимается, что оценка 0 соответствует полному отсутствию чувства тревоги, а оценка 100 соответствует максимальной выраженности чувства тревоги, которое может возникнуть в связи с данным видом стимула. Таким образом, конкретные виды стимулов могут быть оценены по тому, какую позицию они занимают на субъективной шкале тревоги.В-третьих, для каждой темы следует определить соответствующие пункты иерар-хии. Поскольку консультанты будут просить клиентов вообразить данные пункты, они должны подробно и четко описать клиентам соответствующие ситуации. Консультанты определяют, какие формулировки будут оптимальными. Для определения пунктов иерархии могут быть использованы данные, собранные при проведении поведенческих оценок, данные, взятые из контрольных дневников клиентов, предположения консуль-тантов или клиентов, ответы, полученные при анкетном опросе.В-четвертых, пункты каждой конкретной темы должны быть перечислены в иерар-хическом порядке (см. табл. 10.4). Такое перечисление подразумевает оценку пунктов по субъективной шкале тревоги и расположение их в соответствующем порядке. Часть этой работы может быть проделана клиентами при выполнении домашнего задания, однако консультантам следует проверять любую иерархию перед началом лечения. Возможно, в процессе лечения придется изменить порядок перечисления пунктов иерархии, изменить некоторые формулировки, ввести дополнительные пункты. Некоторые консультанты перечисляют по порядку пункты на карточках (или просят сделать это клиентов), чтобы облегчить перечисление. Следует не допускать возникновения разрывов размером более десяти единиц по субъективной шкале тревоги. Если та- кие разрывы все-таки возникают, консультантам и клиентам следует затратить дополнительное время, чтобы сформулировать промежуточный пункт или несколько пунктов.Представление пунктов иерархииПри проведении десенсибилизации консультанты просят клиентов расслабиться и вообразить различные сцены. Основное исходное положение заключается в том, что клиенты способны воображать сцены так, будто они представляют ситуации, возника-ющие в реальной жизни. Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison 1976) отмечают: «Именно поэтому важно проверять до начала процедуры, может ли встревожить клиента определенный образ» (р. 122). Голдфрид и Дэвисон советуют оценивать способность клиента к воображению, предлагая ему вообразить, не расслабляясь, ситуацию, которая, по данным оценки, вызывает у него чувство тревоги в реальной жизни. Консультанты могут помочь клиентам вообразить сцены, предлагая описать словами соответствующие ситуации. Консультанты также могут помочь клиентам более полно вер-бально описать сцены.Проведение десенсибилизации можно начинать с вербальной релаксации клиентов. После того как консультанты убеждаются, что клиенты достигли состояния глубокой релаксации, они могут переходить к работе со сценами. Например, консультант может сказать: «Теперь вообразите, что вы думаете об экзаменах. Итак, до экзаменов остается 3 месяца, вы готовитесь к ним, сидя за своим столом...» Консультанты в начале занятия предлагают клиентам представить сцену, вызывающую у них наименее выраженное чувство тревоги (в соответствии с выстроенной иерархией), и просят клиентов поднимать указательный палец при ощущении любой тревоги. Если клиенты не чувствуют никакой тревоги, через 5-10 секунд консультанты просят клиентов прекратить представление данной сцены и вновь расслабиться. Через 30-50 секунд можно попросить клиентов вообразить ту же самую сцену снова. Если эта сцена опять не вызывает чувства тревоги, консультанты отменяют ее, в течение некоторого времени проводят процедуру расслабления и переходят к следующему пункту иерархии.В тех случаях, когда клиент поднимает указательный палец, чтобы сообщить о воз-никновении чувства тревоги, сцену немедленно отменяют. Консультант просит клиента глубоко расслабиться и затем снова представить данную сцену один или несколько раз. Если сцена неоднократно вызывает тревогу, консультант может порекомендовать клиенту представить пункт иерархии, вызывающий менее выраженное чувство тревоги.В основе систематической десенсибилизации лежит следующее исходное положе-ние: если пункт, вызывающий относительно слабую тревогу, например, соответствую-щую 10 единицам, перестал порождать тревогу, все другие пункты в иерархии станут на 10 единиц менее тревожащими. Таким образом, пункт, соответствовавший 100 единицам, становится пунктом, соответствующим 90 единицам, и так далее. Обычно при проведении десенсибилизации консультанты предлагают клиентам только такие стимулы, которые вызывают слабую тревогу.При проведении десенсибилизации консультанты могут работать с несколькими иерархиями. Фактически десенсибилизация может проводиться в рамках более про-должительных интервью, в ходе которых консультанты сосредоточиваются на других проблемах, используя иные методы. Все представляемые сцены описываются, результаты также фиксируются. Вольпе проводит десенсибилизацию в течение 15-30 минут, он отмечает: «На первых занятиях клиенты, как правило, представляют 8-10 сцен; более подготовленные клиенты могут вообразить до 30 и даже до 50 сцен» (Wolpe, 1982, р. 161). Голдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) считают, что на одном занятии целесообразно работать над 2-5 пунктами.Разновидности систематической десенсибилизацииОсновную процедуру систематической десенсибилизации можно модифицировать. Ниже описываются основные разновидности систематической десенсибилизации. ,Десенсибилизация in vivo (в естественных условиях)К методу десенсибилизации in vivo, или в реальной жизни, обычно прибегают по двум причинам. Во-первых, у клиентов могут быть трудности с воображением сцен. Во-вторых, клиенты могут привыкнуть представлять реальную жизнь. При проведении вооб-ражаемой десенсибилизации полезно, а в некоторых случаях даже необходимо, побуж-дать клиентов проверять свое поведение в реальных ситуациях, относительно которых они были десенсибилизированы в воображении.Релаксацию можно включать в процедуру десенсибилизации in vivo. Например, клиента, который боится выступать публично, можно приводить в состояние релаксации в начале каждого занятия, а через некоторое время предложить ему поговорить с незнакомыми людьми (причем с каждым разом число собеседников следует увеличивать; кроме того, собеседники должны предъявлять к клиенту все более высокие требования). Данная процедура отличается от воображаемой десенсибилизации главным образом тем, что для ее проведения используются реальные ситуации. Принципы десенсибилизации in vivo практически не отличаются от принципов воображаемой десенсибилизации, которые были описаны ранее.Групповая десенсибилизацияСистематическая десенсибилизация может использоваться при работе как с группа-ми, так и с отдельными клиентами. Например, консультант может работать с несколькими студентами колледжа, которые боятся тестов, одновременно, вместо того чтобы заниматься с каждым студентом индивидуально. Таким образом можно экономить время и силы. Использование групповых подходов подразумевает скорее определение некоего стандарта, а не выстраивание индивидуальных иерархий (Emery, Krumboltz, 1967).Стандартную иерархию можно выстраивать, используя предварительно выбранные пункты; или же ее можно выстраивать в процессе консультирования, советуясь с членами группы, присутствующими на занятии. Консультант может проводить группу через определенный пункт иерархии, исключая представление других сцен, до тех пор, пока все члены группы не перестанут испытывать тревогу в связи с проигрываемой сценой.Процедура десенсибилизации, записанная на кассетеКассеты можно использовать не только для обучения релаксации в рамках систематической десенсибилизации, но и для тренинга воображения и для представления сцен, соответствующих различным пунктам иерархии, в домашних условиях. На кассету можно записать 1 —5 пунктов домашнего задания.Следует исходить из того, что либо все пункты порождают лишь незначительную тревогу, либо клиент не будет переходить к пунктам, вызывающим более выраженное чувство тревоги до тех пор, пока он не справится со стимулами, вызывающими относи-тельно слабую тревогу. Клиентам, которые начинают чувствовать себя слишком на-пряженно при прослушивании записи, можно рекомендовать на время выключить маг-нитофон, расслабляться в течение нескольких минут и только затем продолжить вы-полнение упражнения. Так же как использование групповой десенсибилизации, при-менение кассет помогает экономить время, отведенное на консультации.РЕПЕТИЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ТРЕНИНГ АССЕРТИВНОСТИЧасто при проведении поведенческой оценки на первый план выходят недостатки клиента, связанные с низким уровнем ассертивности и с недостаточным развитием навыков межличностного взаимодействия; например, многие клиенты не умеют активно выслушивать собеседника, предоставлять обратную связь и самораскрываться. Репетиция поведения — это один из методов консультирования, используемый в таких случаях. Хотя репетиция поведения подразумевает разыгрывание ролевых игр, она существенно отличается от психодрамы Морено — при проведении репитиции поведения консультант побуждает клиентов проигрывать новые адекватные реакции, а не закрепленные неадекватные реакции. В репетиции поведения выделяются следующие стадии: а) определение и анализ областей, в которых клиенты испытывают трудности; б) обеспечение мотивации клиентов относительно метода репетиции поведения; в) работа с клиентами, проводящаяся с целью определения видов поведения, которые могли бы быть наиболее подходящими в данных ситуациях; г) предоставление клиентам возможности потренироваться адекватно реагировать на определенные ситуации в процессе ролевой игры (консультанты, как правило, участвуют во взаимодействиях, играя роль «оппонента»); д) побуждение клиентов применять репетируемое поведение в реальных жизненных ситуациях, одобрение в случае успеха и предоставление подкрепляющих символов. Репетиция поведения предполагает участие консультанта в формировании поведения клиентов в конкретных ситуациях. Задачами консультанта при этом могут быть моделирование, обучение, выстраивание иерархий сложных задач, определенное когнитивное воздействие.Тренинг ассертивностиТренинг ассертивности имеет, пожалуй, наибольшее значение при проведении ре-петиции поведения. Вольпе (Wolpe, 1982) определяет ассертивное поведение как «при-емлемое выражение любой отличной от тревоги эмоции, имеющей отношение к другому человеку» (р. 118). Вольпе считает, что фактически все клиенты в какой-то степени «заторможены» из-за беспокоящих их невротических страхов. Тренинг ассертивности снимает обусловленность с неадаптивных привычек реагировать тревогой на поведение других людей двумя способами: ослабляя страх клиентов и изменяя манеру их речи и образ действий. Клиентам необходима поддержка для выражения законных эмоций, которые возникают у них в проблемных ситуациях. Законное проявление эмоций «может успешно конкурировать со страхом, который тормозил именно это проявление; каждый раз при выражении эмоций привычный страх в некоторой степени ослабляется» (Wolpe, Wolpe, 1988, p. 54).Вначале тренинг ассертивности был направлен на отстаивание человеком своих прав, на развитие так называемого оппозиционного поведения. В последнее время его направленность несколько изменилась. Область его применения расширилась в связи с включением в тренинг развития навыков проявления и точной передачи ласковогоповедения там, где это уместно. Таким образом, ассертивное поведение теперь включает в себя выражение как положительных, так и отрицательных чувств.Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) выделяют следующие виды поведения: а) неассертивное, или заторможенное, поведение, при котором люди жертвуют своими интересами; б) агрессивное поведение, при котором люди «усиливаются» за счет других; в) ассертивное поведение, при котором усиление индивидуума таково, что усиливаются обе взаимодействующие стороны. Альберти и Эммонс отмечают, что недостаток уверенности в себе или агрессивность могут быть либо общей чертой, либо чертой, проявляющейся лишь в специфических ситуациях.При формировании поведенческой оценки, с использованием специального вопрос-ника, помогающего определить уровень ассертивности клиента, может выясниться, что клиент нуждается в общем или в специфическом тренинге ассертивности. На следующей стадии главное — поддержать мотивацию клиентов относительно метода репетиции поведения. Иногда консультантам требуется некоторое время для изучения религиозных или философских позиций и взглядов клиентов. Эти взгляды могут способствовать скорее усилению стремления держаться в тени, чем усилению чувства уверенности в себе. Например, нужно помочь некоторым христианам понять, что они станут более эффективными и как люди, и как христиане, если позволят себе стать цельными личностями и перестанут отвергать свои потребности и чувства (такое отвержение всегда связано с психологическими потерями).В течение третьей стадии консультанты и клиенты работают вместе, чтобы опреде-лить, какой вид поведения может быть подходящим в определенных ситуациях, например при необходимости попросить босса повысить оклад или при возникновении желания назначить свидание девушке. Данная стадия подразумевает определение и обдумывание альтернативных реакций. Кроме того, клиентам можно порекомендовать наблюдать за людьми, которые действуют эффективно. При проведении тренинга ассертивности консультант должен принимать во внимание индивидуальные стили поведения клиентов и помогать им формировать такое ассертивное поведение, которое будет как можно более «естественным» для них. Реакции, которые представляются уместными консультантам, могут оказаться неподходящими для конкретного клиента. Важен также правильный выбор времени; клиентов не следует побуждать к решению ассер-тивных задач тогда, когда они еще к этому не готовы. Следовательно, может возникнуть необходимость построения иерархии ассертивных задач, сложность которых постепенно повышается.Четвертая стадия — это стадия, на которой проводится репетиция ассертивного поведения. Альберти и Эммонс (Alberti, Emmons, 1990) подчеркивают, что при прове-дении тренинга ассертивности консультант должен фокусировать внимание клиентов не только на вербальном компоненте поведения, но и на других компонентах, таких как контакт глаз, позы, жесты, выражение лица, тон и громкость голоса, интонации, плавность речи. Еще раз подчеркну, что большое значение имеет правильный выбор времени для проведения занятия. Консультанты должны репетировать вместе с клиентами и обучать их навыкам невербальной и паравербальной ассертивности. Репетиция поведения также может включать в себя развитие у клиентов умения контролировать отрицательные и положительные последствия тренинга ассертивности.Пятая стадия — применение приобретенных на занятиях навыков в реальной жизни. Клиентам следует давать домашнее задание соответствующего уровня сложности.Мониторинг попыток ассертивного поведения, совершаемых клиентами в интервалах между занятиями, может оказаться весьма полезным. Попытки ассертивного поведения, совершаемые в реальной жизни, делают возможной обратную связь. Наличие таких попыток указывает на адекватность поведения клиентов. Кроме того, пробуя и эк-спериментируя, клиенты могут определить, что им следует исправить в своем поведении. Консультанты могут привлекать внимание клиентов к любым положительным по-следствиям их ассертивного поведения. Если последствия окажутся отрицательными, консультанты и клиенты могут подумать над тем, уместно ли данное поведение, и внести необходимые поправки.Тренинг ассертивности можно применять как при индивидуальной, так и при груп-повой работе с клиентами. Также к тренингу могут прибегать сами клиенты в виде са-мопомощи. При необходимости проведения группового тренинга ассертивности возни-кает ряд вопросов. В настоящее время не существует единой точки зрения на то, какими должны быть группы — гетерогенными или гомогенными (например, чисто женскими и чисто мужскими) и т. д. Следует отметить, что при проведении тренинга в неклинической обстановке большая часть консультантов предпочитает работать с гомогенными группами. Некоторые консультанты используют кассеты и видеозаписи с целью обеспечения обратной связи с клиентами при развитии у них навыков ассертивного поведения. И наконец, развитие ассертивности может вести к конфликту; консультантам и клиентам следует предвидеть эту возможность, они должны быть готовы справиться с возникающими трудностями.МЕТОДЫ ПОДКРЕПЛЕНИЯМетоды подкрепления используются с целью изменения поведения посредством изменения его последствий. В основе методов подкрепления лежит скорее оперантный, чем классический принцип обусловливания. Еще раз хочу отметить, что как поло-жительное, так и отрицательное подкрепление усиливает вероятность возникновения реакции. Положительные подкрепляющие стимулы предполагают предъявление чего-то, а отрицательные подкрепляющие стимулы — удаление чего-то в данной ситуации. Наказание приводит к снижению вероятности возникновения данной реакции, но не обязательно способствует повышению частоты возникновения других поведенческих реакций. При угасании также снижается вероятность возникновения реакции в связи с изъятием привычных подкрепляющих стимулов. Читателям следует обратиться к разделу главы 9, посвященному работам Скиннера, при возникновении у них желания познакомиться с понятиями, использующимися при описании методов подкрепления, например с таким понятием, как режимы подкрепления.Консультирование как подкреплениеПри взгляде на консультирование как на подкрепление роль консультантов видится в управлении собеседованием путем распределения намеренно созданных, а иногда и случайных подкрепляющих стимулов. Таким образом, консультанты представляются как источники влияния или как своего рода социальные механизмы подкрепления, которые формируют поведение клиента или манипулируют им (Krasner, 1962). В кон-сультационных интервью всегда имеет место социальное влияние, выраженное в раз-личной степени; бихевиористы утверждают, что консультанты должны максимально эффективно действовать при оказании влияния на клиентов. Консультанты должны отдавать себе отчет в том, как клиенты могут подкреплять их неадекватное поведение во время собеседования.Консультанты могут подкреплять поведение клиентов с помощью таких перемен-ных, как похвала, внимание, зрительный контакт, эмпатия, сердечность и искренность. Труа (Truax, 1966а) доказывает, что консультанты, проявляющие высокий уровень эмпа-тии, бескорыстную сердечность и искренность (так называемые основные терапевти-ческие условия), работают более эффективно, чем те консультанты, которые проявляют более низкий уровень эмпатии и менее доброжелательны и открыты. Это объясняется тем, что искренне сопереживающие своим клиентам консультанты оказывают на них более мощное положительное подкрепляющее воздействие. Консультанты, не сопереживающие клиентам, могут быть источниками вредных стимулов и отрицательного влияния. Клиентам требуются подкрепление их хорошего отношения к консультантам, подкрепление поведения, не требующего объяснения, и подкрепление их положительного представления о самих себе и высокой самооценки. Труа (Truax, 1966b) провел исследование с целью выяснения, использовал ли Роджерс дифференцированно основные терапевтические условия для подкрепления некоторых категорий поведения клиентов. Труа рассмотрел серию занятий, состоявшую из 85 собеседований, которые с успехом провел Роджерс. Единицы взаимодействия консультант — клиент —консультант были произвольно отобраны из средней трети консультационных часов. Труа сообщил, что Роджерс показательно выборочно проявлял высокий уровень эмпатии и выраженную сердечность при реагировании на пять из девяти категорий поведения клиента. Кроме того, было обнаружено, что среди категорий поведения клиента, на которые консультант выборочно реагировал или которые он подкреплял, четыре из пяти категорий существенно изменились в ходе консультирования в предсказанном направлении.Поведенческие консультанты иногда подкрепляют поведение клиентов, используя весьма очевидные способы. Например, во время тренинга ассертивности, проводящегося в рамках репетиции поведения, поведение клиента формируется подкреплением до тех пор, пока существует реальная возможность осуществить это поведение в дей-ствительности. Когда клиенты сообщают консультанту, что им удалось добиться успеха при самостоятельном проведении тренинга ассертивности в домашних условиях, они, вероятно, обнаруживают, что желаемое поведение подкрепляется одобрительным комментарием консультанта и его положительной оценкой данного поведения.Идентификация подкрепляющих стимуловМногие подкрепляющие стимулы, такие как похвала, проявление привязанности и интереса, люди выдают относительно бездумно в ходе повседневной жизни. Использо-вание методов подкрепления предполагает систематическое применение подкрепления с целью введения и усиления адаптивных видов поведения и ослабления и устранения неадекватных видов поведения. Для того чтобы использовать подкрепление систе-матически, необходимо выяснить, что именно является подкрепляющим для отдельных клиентов. Способы, с помощью которых консультанты могут выяснить, что их клиенты считают подкреплением, включают в себя опрос самих клиентов, обсуждение поведения клиентов с другими людьми (их опрос), наблюдение за речью и поведением клиентов в процессе собеседования, побуждение клиентов наблюдать за собой и контролировать себя в интервалах между занятиями.Для оценки подкрепляющих стимулов используются специальные вопросники, предназначенные для самоотчета клиентов. Каутела (Cautela, 1967) разработал «План исследования подкрепления» (Reinforcement Survey Schedule), чтобы идентифицировать возможные стимулы подкрепления вместе с соответствующими им подкрепляющими ценностями. Этот план помогает определять те стимулы, которые можно использовать для вызова адаптивных реакций. В данный план входят четыре раздела: а) под-крепляющие стимулы, которые могут быть использованы во многих обычных ситуациях; б) подкрепляющие стимулы, которые могут быть использованы только при подключении воображения; в) ситуационные контексты, в которых употребляется конструкция «Я хотел бы быть...»; г) индекс частоты, используемый в качестве элемента оценки часто встречающихся повседневных мыслей и поведения. И консультант, и клиент могут использовать этот план для оценки характера, диапазона и силы подкрепляющих клиента стимулов.Другой вопросник, предназначенный для самоотчета, это «План приятных событий» (Pleasant Events Schedule), разработали Макфиллами и Левинсон (Lewinsohn et al., 1986). В этом вопроснике содержится перечень 320 событий и видов действий, состав-ленный после активного поиска возможных «приятных событий». Субъектам предлагают оценить каждый пункт плана по пятибалльной «шкале приятности». Сокращенную версию «Плана приятных событий» можно получить, используя пункты, связанные с условиями, необходимыми большей части людей для улучшения настроения. Левинсон и Граф (Lewinsohn, Graf, 1973) перечисляют 49 таких пунктов и предполагают, что их можно отнести к трем категориям. Эти категории следующи… Продолжение »





Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость,

страх отвержения.

 

  1. В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других;
  2. Зависимость его самооценки от других ограничивает его естественную активность;
  3. Он скрывает свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление;
  4. Его беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования;
  5. Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.

 

Начать можно с консультации.

 

 

 

Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

 

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
  2. заводить друзей и получать удовольствие;
  3. она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;
  4. застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
  5. она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  6. застенчивость мешает ясно мыслить и свободно общаться;
  7. застенчивость, как правило, сопровождается негативным переживанием одиночества, тревожности и депрессии.

 

Начать можно с консультации.

 

Зависимость 

Сколько у человека потребностей, столько и зависимостей. Мы зависим от пищи, одежды, от близких, любимых, от рынка, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись, и считаем их нормальными. Если зависимость чрезмерна, то возникают проблемы. Подробнее, статья целиком 

 

© psycholog-voronezh

Добавленные домены

психолог-воронеж.рф

консультант-психолог.рф


 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz