Запишитесь на бесплатную 30 минутную дистанционную консультацию к психологу по скайпу Skype

Консультация-психолог.рф 

 

…ия, а становится только средством избавления от страдания похмелья. Аналогичное развитие имеет место и в курении табака. Мы видим, что одно и то же поведение теряет изначальные функции и приобретает функции, которых вначале не было. 
   Научение возможно только в том случае, когда сходные ситуации, на которые организм реагирует определенным положительным переживанием, повторяются. При этом важно знать, что одним из самых сильных положительных переживаний является состояние избавления от страдания, которое с особой силой, по мнению психологов, способствует научению. 
   Научение обеспечивает выживание не вообще, а выживание в конкретных ситуациях. Приспособление подростка в своей семье часто не обеспечивает выживания вне семьи, что видно например, когда подросток становится наркоманом под влиянием подростковой шайки. Выживание можно понимать двояко: как шанс не умереть, оставить потомство и как возможность повысить уровень благополучия. Человек стремится повышать свое благополучие, которое сопровождается приятными переживаниями. Подросток приучается к своей группе и это повышает его благополучие. Однако может быть так, что поведение, которое способствует благополучию в группе, может приводить к неблагополучию и даже гибели вследствие развития алкогольной или наркотической зависимости.

 

Влияние технологии употребления наркотика.

   На Руси пили пиво в свободное от работы время. Работать приходилось много, праздности было мало и в этих условиях было трудно стать алкоголиком. Скифы, желая получить удовольствие от конопли, должны были строить маленькую юрту, очаг, набиваться в нее в числе 12-20 человек и, посыпая раскаленные камни очага коноплей, вдыхали дым и ревели от удовольствия. При такой технологии было трудно стать наркоманом. С разработкой технологии получения опия и с выработкой героина возможность стать наркоманов безгранично возросла. 
   Кроме совершенствования технологии вероятность стать наркоманом зависит от возможностей получения наркотика. С развитием торговли наркотиками вероятность стать наркоманом у каждого человека возрастает.

 

Значение научаемости

   Если человек быстро научается чему-либо, то результат будет зависеть оттого, чему он научился. Как правило, научение обеспечивает приспособление к той ситуации, в которой происходило научение. Если же обстоятельства изменились, а навыки остались прежними, то полезные навыки могут стать вредными. В этом случае выживание зависит от способности организма переучиваться. Однако не всегда быстрое переучивание благоприятно. Те привычки подростка, возникшие в семье часто оказываются непригодными для выживания в подростковой шайке. В данном случае быстрое переучивание и приобретение новых шаблонов поведения с одной стороны способствует приспособлению к сообществу сверстников, а с другой - создает проблемы в школе и в семье. Иногда плохая обучаемость может оказаться выгодной. У лиц с хорошей научаемостью быстрее развиваются и достоинства, и пороки. Не зря говорят: "Какой был талантливый человек, а спился! А этот, скажем, дурак пьет и не спивается". Да он просто научается медленно. 
   Выживание - это не только избегание смерти и оставление потомства, но и достижение более высокого уровня и длительного благополучия в жизни. Изменения в поведении в результате научения могут быть преходящими или устойчивыми. Возникающие виды поведения могут сохраняться или исчезать в зависимости от их пригодности к новым условиям и обстоятельствам. Происходит как бы отбор поведений по их эффективности в обеспечении выживания. То, что Ч.Дарвин называл выживанием наиболее приспособленных, мы склонны понимать трояко, 
   - как эффективное научение новым видам поведения во взаимодействии организма со средой, 
   - научение функциональных систем внутри организма, 
   - более эффективное умственное обеспечение управления поведением живого существа. 

   Не всякие изменения в поведении являются научением. Например, не является научением появление пищевого поведения, пробужденное чувством голода. Это не научение, а динамика поведения, в котором психическая структура имеющегося в памяти поведения остается неизменной. Поведение по структуре, (программа, управление) остается тем же, что и было в памяти животного, но меняются способы проявления поведения. Научением же являются только изменения, в результате которых появляются или исчезают новые виды поведения или их функции. 
   Мы уже увидели, что научение не обязательно способствует выживанию. Научение может способствовать немедленной гибели или может привести к болезни, убивающей человека или животного в зависимости от того, чему оно научается. Оно может резко снижать благополучие человека или животного. Итак, не всякое научение способствует выживанию.

 

Викарное научение и алкоголизм

   Научение может происходить не только в собственном опыте живого существа, но и вследствие наблюдения опыта других людей, вследствие восприятия поведения других людей. Это имеет место у большинства высокоразвитых организмов, живущих сообществом, и особенно сильно выражено у человека. Примерно 30 лет тому назад А.Бандура задался исследованием научения, в котором человек только наблюдает определенное поведение, а сам непосредственно в нем не участвует. Он установил, что научение наблюдаемому поведению происходит, даже если наблюдатель не совершает данного поведения, а просто воспринимает его. Однако одного наблюдения недостаточно, важны свойства наблюдаемого поведения. Важно знать, что научение происходит только в том случае, если это наблюдаемое поведение полу чает эмоциональное подкрепление. Это было доказано в строгих экспериментах. Такое научение было принято называть викарным научением. Эти результаты позволили понять странное явление, когда дети семьи алкоголика не становятся алкоголиками, а дети в семье бытового пьяницы, которые выпивают по праздникам, а праздники у них каждый день после рабочего дня, имеют больше шансов стать таковым. Оказывается, что в семье обычного бытового пьяницы алкогольное, праздничное поведение сопровождается приятными переживаниями и наблюдаемое детьми алкогольное поведение получает положительное подкрепление. Ведь праздник же! А в семье алкоголика алкогольное поведение мужа встречает ожесточенную критику жены и получает отрицательное подкрепление. Нечто похожее происходит в кино, в телевидении, в котором уважаемые и симпатичные персонажи совершают алкогольное поведение в ситуации сильного эмоционального подкрепления любовью и уважением, что по законам викарного научения будет развивать предрасположение к данному поведению у наблюдателя (телезрителя). Причем данный вид научения может быть отнесен к классу латентного научения, так как ни родители, ни дети, смотрящие эти сцены и кинорежиссеры, создающие фильмы, не подозревают о том, что в них происходит научение алкогольному поведению. 


    Научение подражанием 

 


   Этот вид научения отличается от викарного тем, что если в первом происходит подкрепление наблюдаемого поведения, а зритель остается не вовлеченным в поведение, то во втором случае, в научении подражанием, подкрепляется сам наблюдатель, совершающий определенное поведение, если оно соответствует модели воспринимаемого им поведения. Сверстники могут весьма одобрительно относиться к тому, что подросток преодолел табу родителей, и стал пить вино. Тем самым подкрепляется поведение подростка, соответствующее групповым ценностям. Это подкрепление в данном случае способствует явному научению, так как окружающие заинтересованы в усилении данного поведения. 


   Научение путем переноса 

 


   Кроме видов научений, описанных выше, имеет место научение путем переноса. Если имеется некоторое поведение, назовем его поведением А, и после него совершается поведение Б, то в случае сходства между этими двумя поведениями происходит научение путем переноса. Оно проявляется в том, что при положительном переносе научение поведению Б происходит быстрее, если имеются навыки к поведению А. При отрицательном же переносе дело обстоит наоборот. Именно научением путем переноса можно объяснить тот факт, когда происходит переход, например, от алкогольного поведения к наркотическому или какому-либо иному виду иной токсикомании. 
   Мы детально разбираем психическую структуру научения алкогольной или наркотической зависимости не ради научных и теоретических интересов. В психологии давно установлена закономерность, состоящая в том, что эффективность отучивания или угашения нежелательного поведения зависит от того, каким образом происходило научение. Поэтому чтобы устранить алкогольное и наркотическое поведение психологу нужно учитывать то, как происходило научение: от какого вида стресса создавалась химическая защита, каков был характер первоначального подкрепления, какова была схема научения: или собственное поведение, или викарное научение, или научение подражанием. Эти знания необходимы не только для психокоррекции, лечения, но и для предупреждения возникновения алкогольной и наркотической зависимости.

 

Благополучие и выживание


   Под благополучием мы понимаем то состояние, в котором организм или желает пребывать, или стремится возвратить его. Для этого он совершает некоторое поведение, которое мы назовем "приближающим". Неблагополучие - это состояние, от которого организм желает избавиться. Оно вызывает у организма поведение избавления. Эти два вида поведения закономерны и действуют в любом живом существе. Попытки утверждать, что человек выше этого закона не основательны. 
   Благополучие конкретно и существует здесь и теперь. Оно способствует выживанию, только в конечном счете. Животное, съевшее отравленную приманку, вначале чувствует себя благополучно, так как оно освободилось от неприятного переживания голода. Однако оно остается благополучным только на время скрытого действия яда. Потом это состояние сменяется неблагополучием. Аналогично курение или употребление наркотика создает состояние временного благополучия, но не способствует выживанию. Поэтому понятие научения относится двояко к понятию выживания. Благополучие не обязательно означает эффективное выживание. В соответствии с этим не всякое научение способствует выживанию. Поэтому понятие благополучия следует мыслить с учетом окружения, времени и обстоятельств. 
   Поскольку вследствие научения возникает зависимость, то рассуждения, приведенные выше, можно распространить и на зависимость. Зависимость может быть естественна, унаследована вроде нашей зависимости от воздуха, еды и питья. Она обусловлена наследственностью и рождением и разрыв этих зависимостей болезнен и даже смертелен. Иные зависимости могут возникать вследствие научения. Наши зависимости от успеха или признания со стороны других являются результатом научения. Но их неестественность не означает безболезненности. Страдания от неудачи или непризнания более болезненны, чем нарушение телесных связей. 
   Научение бывает скрытым и явным. В последнем случае каждый знает, чему он или другой человек научается. Скрытое, латентное научение имеет место, когда этот процесс протекает помимо намерений человека. В тех случаях, когда мы получаем удовольствие от какого-либо поведения, то происходит научение этому подкрепляемому поведению, если даже мы и не предполагаем, что научение происходит. Следствием этого наступит момент, когда у нас появится новое желание совершать это поведение только ради получения удовольствия, которым оно ранее сопровождалось. Причем не имеет значения, откуда возникает это удовольствие: или оно обусловлено завершением самого поведения, или привносилось извне. В случае научения курению отвратительный вкус во рту, неприятный запах дыма постепенно становятся приятными по мере привыкания и положительного подкрепления, вызываемого интоксикацией, релаксацией и моральной поддержкой группы курильщиков. Отвратительный вкус водки в конечном счете не может вызвать отвращение к алкоголю, так как повторяющиеся приятные переживания первоначальной стадии опьянения являются мощными подкреплениями, способствующими научению алкогольному поведению. Причем ни один человек, выпивая рюмку, не намеревается стать алкоголиком. Эту работу по превращению обыкновенного человека в обыкновенного алкоголика совершает латентное научение.

 

Управление и зависимость

   Управление - это действия, направленные на то, чтобы вызвать или устранить определенное поведение. 

Мы подробнее напишем об управлении, так как это важно для дальнейшего понимания зависимости. Рассмотрим детали этого процесса. 

    Управление состоит из действий, с помощью которых вызывается желательное или устраняется нежелательное поведение. Мы можем управлять сами собой и управлять другим человеком. Управление может быть безличным или управление может осуществляться человеком или организацией. Любое управление содержит два действия: 
информация о желательном поведении и 
информация о последствиях выполнения или невыполнения его, именно осознание исполнителем того, какие переживания, положительные или отрицательные будут у него вследствие выполнения или невыполнения поведения. 

   Существуют две основные парадигмы управления: 
   принуждение, основанное на угрозе некоторого страдания в случае невыполнения нужного поведения. 
   Вторая парадигма держится на предвосхищении приятных переживаний вследствие исполнения. 
   Если мы с этой меркой подойдем к пониманию зависимости то найдем, что зависимость чаще всего основана на принуждении, связанной с угрозой страдания, которое возникает, если какое-либо желательное поведение не выполнено или, наоборот, осуществлено нежелательное поведение. Хотя зависимость может поддерживаться ожидаемым удовольствием. 
   Итак, управление зависимостью. Зависимость можно рассматривать в терминах безличного управления поведением. Зависимость в таком случае предстает как поведение, которое выполняется принудительно. При психической зависимости человек еще может противостоять этому принуждению и переключаться на другое, менее вредное желание, а при физической зависимости - не может. Алкогольное или наркотическое поведение с течением времени становится принудительным поведением. 
   Управитель часто управляет принуждением, причиняя страдание или угрожая исполнителю страданием за невыполнение. Родитель подает вино ребенку и говорит, например, "Пей, сынок, покажи, что ты настоящий мужчина!". Не быть настоящим мужчиной в глазах отца для ребенка мучительно. Если он отказывается от вина, то ему придется испытать неприятное переживание. Нечто происходит и в подростковой шайке: "На, покури. Если не будешь, то ты нам не друг, а маменькин сынок, и в нашей компании тебе не место". 
   В данном случае управление принуждением происходит под влиянием угрозы отлучения от группы или отнятием статуса мужчины, что приводит к страданию. Наркотическое поведение в этом случае запускается чувством зависимости от группы, от желания быть таким как все или быть "настоящим мужчиной". В данном случае зависимость от группы или желания быть "таким как все" имеет тенденцию постепенно превратиться в зависимость от алкоголя или наркотика. У алкоголика управление осуществляет безличный управитель, "встроенный" в организм человека. Отсутствие алкогольного поведения у него наказывается абстинентным синдромом. А у наркомана -ломкой. Но для возникновения такого "встроенного управителя" - требуется процесс научения.

 

Предупреждение алкоголизма и наркомании

   Итак, возникновения алкогольного и наркотического поведения происходит вследствие научения во взаимодействии людей друг с другом, с помощью которого они избавляются от хронического эмоционального стресса. Для всех видов научения есть одна общая характеристика, на которую, не боясь быть назойливым, я хочу обратить внимание: 
   во всех случаях имеет место хронический эмоциональный стресс или достаточно длительный эмоциональный стресс, трудно переносимый для человека. 
   Во всех случаях имеет место потворство алкогольному и наркотическому поведению со стороны значимых других, а иногда прямое обучение. 
   Во всех схемах научения имеет место подкрепление избавлением от соответствующего эмоционального стресса посредством алкогольного и наркотического поведения, то есть работает химическая защита. 
   В большинстве случаев у людей, попавших в зависимость от алкоголя или наркотика, наблюдается слабая психическая защита и иные способы защиты от стресса, распространенные в обществе людей. Имеет смысл попутно рассмотреть не химические методы защиты против эмоционального стресса, которые выработало человечество. 

   Проблема спасения от эмоционального стресса

  
   Приспособление к жизни вырабатывает в человеке как творческое поведение, направленное на освоение реальности, так и защитное поведение. 


   Как мы боремся с плохими эмоциями?

  
   В длительной эволюции человек выработал, по меньшей мере, три способа борьбы с собственными плохими эмоциями: сдерживание, переключение, бегство и утоление эмоции. Особую роль играют механизмы психической защиты, которые мы здесь не будем детально описывать. Какой из этих трех приемов становится преобладающим, зависит от привычки. Один обиделся, но делает вид, что это его не трогает. Второй становится гневным. Третий упивается своей обидой, показывая всем, что он обижен, с тайной мыслью мучить обидчика чувством вины. 

   

Утоление эмоции

  
   Любая эмоция имеет свою программу реализации, утоления. В гневе мы деремся, и в драке гнев утоляется. В страхе мы убегаем, и по мере бегства страх уменьшается. При обиде мы ведем себя так, как привыкли в семье обижаться. Поведения при чувстве вины или стыда весьма разнообразны и не всегда поддаются распознанию. О том, как ведут себя люди при оскорблении и ревности, приходится видеть довольно часто, но один случай на другой не похож. Эти поведения зависят от традиций и общественных стереотипов поведения. 
   Эмоция может утоляться в гневе. Стыд, например, может превратиться в гнев и ситуации стыда, человек будет гневен, ища жертву. В этом момент он не страдает от стыда. 
   Эмоции могут утоляться в мыслях. Побежденный может просто вообразить, что его победитель в момент торжества провалился в люк с нечистотами и это как-то ослабляет его переживания. 
   Как бы полно эмоция ни была утолена, это не решает проблемы, так как эмоция исчезает только на время, а далее, с повторением ситуаций, возникает снова. Повторяясь, эмоция приобретает способность быстрее возникать и сильнее действовать. Обидчивые люди с каждой обидой становятся все более обидчивыми, а стыдящиеся - стыдливее. Утоление эмоции содержит в себе эмоциональное подкрепление избавлением от неприятной эмоции, что способствует научению технике ее утоления. 
   Выражение некоторых эмоций подавляется окружением. Например, гнев вызывает агрессию окружающих, обращенную против гневающегося. Это вынуждает человека сдерживать свой гнев. То же происходит и другими эмоциями, выражение которых обществом не одобряется. 


   Сдерживание, овладение собой

  
   Сдерживание - не эффективное средство управления эмоциями. Женщина, проглотившая мелкую обиду, не успокоится, пока не устроит крупную сцену по какому-либо ничтожному поводу. Энергия сдержанной обиды присоединяется к какой-либо эмоции, например, к ревности и делает ее более актуальной. Этого не произошло бы, если обида не сдерживалась. Женщина просто обиделась бы, а сейчас она устроил сцену ревности. Естественное выражение чувств предпочтительней сдерживания. Но такого рода проявления считаются не приличными и подавляются. 
   Суммация энергии эмоций, не получающих выражения может вызывать неожиданные проявления. Например, слабое чувство зависти к партнеру активизирует чувство неприязни, которая ищет выражения может вылиться в донос на него в налоговую инспекцию. 
   Сдерживание может активизировать и наученные патогенные психосоматические реакции. Если, например, обида связана с пищеварительной реакцией, то ее сдерживание будет стимулировать не нужное в данный момент отделение сока в желудке, приводящее в лучшем случае к изжоге. 
   Эффективное сдерживание эмоций благоприятно для окружающих и они стимулируют сдержанность. Поэтому люди стараются не выражать эмоции. Но если эмоция связана с какой-либо физиологической реакцией, то эта реакция не может быть сдержана усилием сознания. Сдерживание эмоции распространяется только на реакции человека обращенные вовне, на мимику, речь и поведение. Физиологические же реакции, запускаемые эмоцией, не сдерживаются. Во многих случаях такие реакции становится симптомом болезни, вроде боли в правом боку. При этом вместо переживания эмоции, например, обиды этот человек переживает симптом болезни, что вызывает сочувствие и повод проявить заботу и любовь. 
   Сдерживание - не эффективное средство управления эмоциями, так как неотреагированные эмоции могут порождать болезнь. Поэтому важно научитьсй управлять самими эмоциями, а не ее проявлениями.

 

Переключение

   Ослабление сдерживаемой эмоции может достигаться посредством переключения внимания на увлекательное дело. Оно уменьшает вероятность возникновения нежелательных эмоций в период досуга. Когда я играю в баскетбол или в теннис, мне не до обид или стыда. Когда хозяйка с увлечением делает торт или доводит до блеска декоративную посуду в старом шкафу, у нее в это время утихают мысли, порождающие обиду или ревность. 
   Любое сосредоточенное занятие, притягивая внимание, дает временное облегчение от тирании эмоций. Поэтому увлеченные люди более здоровы. Функции переключения могут исполнять еда, хобби, секс, приятное общение. Занятия, на которые мы переключаемся, на время своего действия избавляют нас от болезнетворной работы ума. 
   Если же устраняемые эмоции очень сильны, имеют хронический характер, то переключения становятся навязчивостями. Исцеление состоит не в том, чтобы устранить навязчивость, как это хочет клиент, а в устранении той эмоции, которая конвертируется в навязчивость. Иначе, устраняя конкретную навязчивость, мы рискуем приобрести более неприятную психосоматическую замену ей. Это следует принимать во внимание нетерпеливым лицам, которые желают немедленного исцеления средствами нейролингвистического программирования или колдовста. 
   Некоторые постоянные переключения могут стать чертами характера. Донжуанизм часто является средством избавления от чувства неполноценности через сексуальные победы. Обжорство может порождаться тем, что еда становится защитой от эмоций. Другие избавляются от плохих эмоций путем беспрерывной болтовни по телефону, через злословие, посредством развлечений и сборищ по интересам. 
   Описанные выше приемы борьбы человека с собственным эмоциональным стрессом следует принимать во внимание и при работе по предупреждению образования патологических зависимостей у человека. Его следует научить правильно, утолять эмоции, переключать их, замещать другими эмоциями. 
   Приемы борьбы с эмоциональным стрессом не всегда бывают эффективными. Поэтому возникает самый древний механизм борьбы за выживание - болезнь. 
   Болезнь - это состояние психического и душевного неблагополучия, возникающее вследствие не эффективного приспособления к обстоятельствам жизни. Она возникает, когда организм выбирает поведение, которое не подходит к типичным жизненным ситуациям Болезнь начинается задолго до того, как появляются первые ее симптомы. Так, склонность пищеварительно реагировать на эмоциональный стресс, в конечном счете приводит к язвенной болезни. В данном случае выбранный организмом способ защиты приводит к развитию болезни. Использование алкоголя против стресса приводит к болезни алкоголизма. Использование наркотика против эмоционального стресса приводит к наркомании. 
   Чем сильнее плохие эмоции, тем больше потребность защититься от них с помощью алкоголя. Именно эта привычка организма и вызывает безудержное влечение к выпивке. Влечение к алкоголю, таким образом, стимулируется болью, обидой, виной, страхом, и другими переживаниями, которые ослабляются посредством опьянения. При этом человек даже не осознает эти эмоции, так как по законам психологии они у алкоголика привычно преобразуются во влечение к алкоголю. Это же можно сказать и о наркотическом влечении. 
   Химическая защита оказывается не эффективной. Она дает временное облегчение. В конечном счете алкоголь увеличивает страдание и неприспособленность, ибо через короткий промежуток времени снова повторяется навязчиво-принудительный цикл: 
   "страдание -> влечение -> наркотик -> удовольствие временного избавления от страдания, - релаксация -> абстиненция, порождающая новое страдание". 
   Алкоголик теряет способность различать вкус вина. Его внимание направлено на получение опьянения и устранения жизненных неприятностей посредством вина. Алкоголик таков не потому, что он пьет вино, а потому что вином он защищается от страданий жизни. В жизни много неприятностей. Привычка справляться с ними путем опьянения становится навязчивостью. Благие намерения больного алкоголизмом отказаться от привычного зелья исчезают при малейшем искушении. Болезненная привычка уничтожает волю больного. Такова суть дела.

 

Медитация

   Любая сосредоточенность на нейтральном или приятном объекте уменьшает действие эмоций. Трансцендентальная медитация и молитва дает отдых телу и душе на время этого занятия. В медитации ослабление и устранение эмоций происходит путем переключения. Если вы повторяете сосредоточенно молитву или мантру много раз, то вследствие однообразного повторения наступает измененное состояние сознания, характеризующееся отсутствием всяких отрицательных эмоций, что приводит к общему состоянию блаженства. Но после прекращения этого занятия человек снова оказывается в мире полном эмоций. Медитация дает только временно-локальный эффект.

 

Интроспекция

   Самонаблюдение, именуемое интроспекцией, когда человек пристально наблюдает работу некоторых сторон своего ума, также способствует укрощению эмоций. Однако интроспекция доступна не каждому и требует определенной подготовки. Для получения эффекта от медитации и интроспекции нужно иметь терпение и веру, чего как раз и недостает алкоголику и наркоману.

 

Влечение как болезнь

   Не всякое желание или неодолимое влечение плохое, а только такое, удовлетворение которого порождает болезнь. Такое влечение мы называем патогенным влечением. Оно создает вредную зависимость от объектов и ситуаций, дающих удовлетворение его. 
   Парадокс в том, что психические механизмы как патогенного, так и нормального влечения, одни и те же. Природа экономна и она не будет создавать какие-то особые законы для патогенных влечений в противоположность к обычным влечениям. Любое влечение порождает зависимость от объектов их удовлетворения. 
   Некоторые зависимости порождаются воспитанием, например, желание быть первым, любимым, быть объектом восхищения и признания другими, желание пользоваться властью над другими людьми, потребность к труду. Но даже естественная зависимость, если она чрезмерна, навязчива может стать болезненной и тогда человек обращается к врачу-психиатру или психологу. Слово "естественный" здесь не обозначает "биологический", а нечто естественное для обыкновенного здорового человека, без чего этот человек не может обойтись.

 

Зависимость как привычка

   В основе зависимостей лежат привычки, которые могут быть полезными и вредными. Привычки к определенному поведению возникают вследствие повторения этих поведений, которые сопровождаются удовольствием удовлетворения. Итак, повторения удовольствий и создают привычки. Это звучит банально, но привычки к кофе, к крепкому чаю, острым соусам являются искусственными средствами повысить удовольствие от жизни, и поэтому мы от них не желаем отказываться. О вредности этих предметов можно дискутировать, но люди пропускают эту информацию мимо ушей. Однако эти привычки могут оказаться вредными для больного человека, и тогда врач запрещает следовать им. 
   Зависимости возникают вследствие того, что организм научается поведениям, которые, повторяясь, превращаются в привычки. А качество привычки, дурная она или хорошая определяется не закономерностями научения, а характером самого поведения, ее связью с ситуациями жизни. Зависимость от чашки кофе утром и привычка к тому, чтобы страдание похмелья погасить новой дозой спиртного - разные вещи. 
   Движущейся силой становления привычки является удовольствие или, на жаргоне психологов, "положительное подкрепление". Поэтому для понимания становления как дурных так и хороших привычек важно понимать природу удовольствия.

 

Удовольствие избавления

   Удовольствия бывают двоякого рода. Первый род удовольствия - от воздействия приятного стимула или приятного поведения, например, еды, общения, нежности или поцелуя. Второй род удовольствия - удовольствие избавления от неприятного состояния, тревоги, страдания или боли. При похмелье стопка водки оказывается средством, с помощью которого человек избавляется от страдания похмелья. Это и есть удовольствие избавления. 
   Этот вид удовольствия играет главную роль в становлении алкоголизма и наркомании. Любые привычки, будучи полезными, нейтральными или вредными поддерживаются каким-либо удовольствием. В основе алкоголизма и наркомании лежат патогенные привычки, следование которым приводит к инвалидности и преждевременной смерти. Носитель этих привычек считается больным. 
   Лечение в сущности состоит в том, чтобы изменить патогенную привычку, устранить ее или заменить другой, менее вредной, а может быть даже и полезной. Всего-то нужно сделать человека способным самостоятельно противостоять влечению или удовлетворять его способом, не вредным для себя и других. Тогда можно считать, что человек выздоровел. А когда он выполняет запрет на потребление алкоголя, как бы терпеливо он не делал это, он остается больным алкоголиком, но не пьющим.

    Как человек спивается? 
   Вино является одним из прекрасных благ, созданных человеком. Когда оно рассматривается как яд, то радикалы из антиалкогольного движения совершают ошибку, считая вино дьявольски продуктом. Не только вино, но и любое благо превращается во зло при неправильном употреблении. Наркотик - чудесное средство обезболивания становится проклятием человека в результате неправильного его употребления. Жрецы в храмах Индии и Вавилона, ритуально употребляя наркотики, не становились наркоманами. Очевидно, что большая часть населения земли, а не только жрецы или избранные, могут наслаждаться вином, не становясь алкоголиками. На Востоке курение естественных наркотиков было общеупотребительным, и от этого большинство жителей не становились наркоманами. Алкоголиком и наркоманом становятся люди, неправильно употребляющие эти средства и не знающие и не учитывающие особенностей привыкания собственного организма. Наши знания в этой области чрезвычайно деформированы под влиянием целенаправленной массированной антиалкогольной пропаганды, в которой алкоголь наделяется свойствами космического зла и дьявольского орудия. Всякая мысль о правильном употреблении алкоголя рассматривается радикалами Движения трезвости как идеологическая диверсия, направленная на подрыв здоровья населения, вследствие чего люди теряют ориентиры в понимании подлинных источников алкоголизма и наркомании. Развитию алкоголизма способствует не только способ ее употребления. 
   Дурные пр





Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость,

страх отвержения.

 

  1. В основе его самооценки лежит излишнее внимание к оценкам других;
  2. Зависимость его самооценки от других ограничивает его естественную активность;
  3. Он скрывает свою низкую самооценку, особенно, когда хочет произвести впечатление;
  4. Его беспокоят возможные действия других, он все время встревожен и ждет обмана и разочарования;
  5. Он так и не отделился от своих родителей. Это проявляется в том, что он все время копирует их поведение.

 

Начать можно с консультации.

 

 

 

Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?

 

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

 

  1. застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми,
  2. заводить друзей и получать удовольствие;
  3. она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;
  4. застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;
  5. она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;
  6. застенчивость мешает ясно мыслить и свободно общаться;
  7. застенчивость, как правило, сопровождается негативным переживанием одиночества, тревожности и депрессии.

 

Начать можно с консультации.

 

Зависимость 

Сколько у человека потребностей, столько и зависимостей. Мы зависим от пищи, одежды, от близких, любимых, от рынка, от транспорта и так далее. С большинством зависимостей мы свыклись, и считаем их нормальными. Если зависимость чрезмерна, то возникают проблемы. Подробнее, статья целиком 

 

© psycholog-voronezh

Добавленные домены

психолог-воронеж.рф

консультант-психолог.рф


 

Яндекс.Метрика
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz