ОРЛОВ Юрий Михайлович (1928 – 2000)
Юрий Михайлович Орлов (16 апреля 1928, сибирская деревня Бородинка Крапивенского района Кемеровской
области — 11 сентября 2000, г. Москва) — русский учёный, доктор психологических наук, кандидат
философских наук, практикующий психолог, создатель теории и практики СаноГенного (оздоравливающего)
Мышления (СГМ), автор книг по психологии личности («Самопознание и самовоспитание характера»,
«Восхождение к индивидуальности», «Обида. Вина», «Стыд. Зависть», «Как беречь любовь», «Научение.
Становление человека», «Психология принуждения. Психология ненасилия», «Исцеление философией»,
«Философия гипертонической болезни» и многих других).
Орлов Ю. М. состоялся как учёный — кандидат философских наук, доктор психологических наук, профессор
педагогики, психологии и философии.
В 1947—1949 гг. учился в ленинградской военно-морской медицинской академии им. С. М. Кирова. Однако из-
за слабого здоровья был отчислен (из-за болезни органов дыхания, плеврит).
После этого Юрий Михайлович поступил в Челябинский педагогический институт по специальности история. Он
учился там с 1949 по 1952 и успешно окончил университет. Следует отметить, что творческие способности
Орлова проявились уже тогда. Так он прошёл за три года заочно пятилетний курс и специально разработал
продуманную «систему управления поведением экзаменатора». При этом Ю.М. Орлов преподавал в школе такие
предметы, как: история, психология и логика.
С 1953 по 1956 учился в Института философии АН СССР на очной аспирантуре. Ученую степень кандидата
философских наук он получил за диссертацию о диалектике относительной и абсолютной истины в познании
(научный руководитель — Таванец).
С 1964 по 1971 являлся заведующим кафедрой педагогики и психологии Балашовского пединститута имени Н.
Г. Чернышевского. Этот факт говорит о его выдающихся способностях, так как это редкий случай в советствие
времена, когда беспартийному человеку позволили заведовать гуманитарной кафедрой.
С 1969 по 1971 Юрий Михайлович в Институте повышения квалификации психологов АПН (сейчас это
Психологический институт им. Л. Г. Щукиной читал лекции по теории эксперимента и математической статистике
в психологии.
Лекции вызвали большой интерес у слушателей, его лекции (сравнительно с лекциями профессоров
математиков из МГУ) были более ясны, конкретны и практичны для слушателей психологов, которые стремились
овладеть математической. Как следствие, Орлова пригласили к сотрудничеству в качестве профессора.
С 1973 по 1993 Ю.М. Орлов работал в Московской Медицинской академии им. И. М. Сеченова и заведовал там
кафедрой педагогики и медицинской психологии. Он успешно защитил докторскую диссертацию по психологии
(«Потребностно-мотивационные факторы эффективности учебной деятельности студентов ВУЗа»).
С 1993 по 2000 Юрий Михайлович являлся действительным членом Международной академии информатизации и
президентом отделения психологии этой академии.
Разработаны:концепция эффективности учения;вопросники для измерения потребностей в достижениях в аффилиации и в доминировании, тревожности в
экзаменационной ситуации;разработал когнитивно-эмотивный тест КЭТ для измерения определенных видов рефлексии;введено новое понятие «потребностный профиль»;ввел понятие мотивационного синдрома потребности;разработал теорию и практику саногенного мышления (СГМ) как метода оздоровления человека и технологию
обучения саногенной рефлексии, при этом СГМ применяется в системе психогигиены и оздоровления.
Юрий Михайлович является автором более 30 книг по психологии личности, воспитанию и оздоровлению
человека, им написаны более 100 статей в научных и популярных журналах, регулярно выступал с лекциями,
вёл активную общественную жизнь. В последние годы Орлов вёл в Политехническом музее систематический
курс философии и психологии саногенного мышления.
биографическая справка Юрий Михайлович Орлов
На кого рассчитана консультация психолога?
Что-то произошло в вашей жизненной ситуации или в отношениях с другом, с близким человеком, с коллегой. Пропало обычное настроение, когда верится, что всё получиться. Нужно что-то решать, делать, а варианты, которые «под рукой» вам не подходят...
Самое время разобраться во всём спокойно, разложить все мысли, чувства, желания и действия по полочкам, а потом уже решить: «Что делать?» и«Как делать?». Но, легче сказать, чем сделать...
Был бы рядом опытный человек, умеющий слушать и понимать вас, не навязывая своё решение этой ситуации, было бы проще...
Хотите разобраться в проблеме?