|
…е: социальные взаи-модействия; эффекты, несовместимые с депрессией; действия, поддерживающие Эго, или действия, ведущие к возникновению ощущений адекватности и компетентности.При работе с детьми для представления подкрепляющих стимулов вместо слов можно использовать картинки. Например, в некоторых случаях используется «меню подкрепления», разработанное Дали (Daley, 1969) с целью определения эффективных подкрепляющих стимулов для психически отсталых детей 8-11 лет. Двадцать два вида деятельности, такие как разговор, написание текста, раскрашивание, были изображены художником в цвете и собраны в отдельной книге, или «меню» (каждый вид деятельности был представлен на отдельной странице). Детей побуждают определять действия, которые они хотели бы совершать.Программы подкрепления и жетонная системаПозитивное подкрепление — главный метод изменения поведения в прикладных окружающих средах. Программы позитивного подкрепления можно использовать какдля усиления желательного поведения, так и для ослабления нежелательного. Второй цели можно достичь, положительно подкрепляя альтернативные, или несовместимые виды поведения (Kazdin, 1994). Консультанты могут создавать программы позитивного подкрепления сами или с помощью значимых других (в этом случае применять программу вознаграждения целесообразнее значимым другим, а не консультантам).Хосфорд (Hosford, 1969) отмечает, что любая программа консультирования, вклю-чающая в себя оперантные процедуры подкрепления, должна состоять из четырех ос-новных элементов. Во-первых, подкрепление должно быть достаточно мощным для того, чтобы побуждать клиентов продолжать осуществление желательного поведения. Во-вторых, подкрепление должно применяться систематически. В-третьих, связь между демонстрацией желательного поведения и применением подкрепления должна быть достаточно четкой. В-четвертых, консультанты должны быть способны выявить то по-ведение, которое они планируют поддерживать. Особенно важно, чтобы при возникно-вении желательного поведения подкрепление, связанное с этим поведением, осуще-ствлялось немедленно, иначе его эффект может быть ослаблен. Приобретение жела-тельного поведения может быть следствием подкрепления либо элементов данного поведения, либо связанных с ним вариантов поведения. В таких случаях можно добиться желательного поведения посредством последовательного приближения. Консультанты могут использовать непрерывное подкрепление, чтобы изначально закрепить данное поведение. Впоследствии они могут использовать прерывистое подкрепление, так как сопротивление угасанию тем больше, чем меньшее количество реакций подкрепляется.Подкрепление можно осуществлять непосредственно (с помощью реальных подкрепляющих стимулов) или косвенно (с помощью символов, которые могут позже быть обменены на подкрепляющие стимулы). Кроме того, подкрепление может быть опосредованным, когда клиенты наблюдают за моделями — людьми, которые получают награду за желательное поведение. Примером прямого подкрепления является использование Сэн-борном и Шустером (_Sanborn, Schuster, 1969) конфет для подкрепления желательного поведения неуспевающих учеников, посещающих дополнительные занятия по чтению. Например, первому ученику, который садился за парту, давали конфету, говоря: «Это за то, что ты сел на место». По мере прогрессирования учеников их стали вознаграждать за другие виды поведения.Иногда положительное подкрепление может вознаграждать неправильное поведе-ние. Например, помещенные в больницу пожилые люди могут получать социальную награду — внимание — за зависимое и беспомощное поведение, в то время как незави-симое поведение нередко оказывается невознагражденным (Baltes, 1988). При работе с такими находящимися в больнице пожилыми людьми осуществление программы по-зитивного подкрепления должно способствовать повышению вероятности возникновения у пациентов соответствующих независимых реакций.Жетоны — это вещественные условные подкрепляющие стимулы, которые могут быть обменены на такие резервные подкрепляющие стимулы, как право участия в каких-либо специфических видах деятельности, ценные призы, лакомства и т. п. Программы жетонного подкрепления должны включать в себя четкие правила обмена, определяющие, какое количество жетонов требуется для получения резервных подкрепляющих стимулов (Wilson, 1989). Жетонные системы, или программы жетонного подкрепления, применялись при работе со школьниками, преступниками и пациентами, находящимися в больнице. Применение жетонных систем при обучении детей, занимающихся в начальных и средних классах, привело к повышению успеваемости учеников при освоении ими навыков чтения, письма и счета (Kazdin, 1989). При испытании одной американской программы ученики первого класса получали определенное количество очков за свои успехи. Полученные очки дети могли обменивать на призы, ценность которых варьировалась от 0,05 до 1,50 долларов (эти призы можно было получить в «магазине хорошей учебы», организованном в классе) (Breyer, Alien, 1975). О'Лири и Драбман сделали обзор программ, в которых используется символическое подкрепление во время учебных занятий. Как отмечают исследователи, различные исследования показывают, что при применении программ жетонного подкрепления существенно уменьшается выраженность проявлений дурного поведения (O'Leary, Drab-man, 1971, p. 385).Каздин и Бутцин (Kazdin, Bootzin, 1972) предполагают, что за удалением символи-ческого подкрепления обычно следует угасание желательного поведения. Они считают, что следует планировать генерализацию, а не полагаться на случайные последствия применения жетонной системы. Сопротивление угасанию можно увеличивать следующим образом: обучать такому поведению, которое будет подкрепляться и после завершения обучения. Можно поступать и по-другому: постепенно сводить на нет жетонное подкрепление, предлагая при этом некоторую замену подкреплению, например похвалу. Сохранения поведенческих достижений можно также добиться посредством поощрения клиентов использовать самоподкрепление (клиенты выдают самим себе подкрепляющие стимулы, зависящие от степени осуществления желательного поведения).Программы подкрепления и жетонная система могут включать в себя сотрудниче-ство со значимыми другими из окружающей среды клиентов и их обучение. Например, консультанты могут посчитать необходимой работу с преподавателями или родителями с целью создания процедур подкрепления для отдельных детей или для детских групп. Кроме того, как преподаватели, так и родители должны отдавать себе отчет в том, что они могут по неосторожности подкрепить некоторые виды поведения, которые, по их словам, они пытаются устранить. Обучение навыкам эффективного подкрепления подразумевает как теоретическую учебу, так и соответствующую практику. Кроме того, консультантам следует поддерживать преподавателей и родителей и направлять их в нужном направлении, когда те пытаются применять полученные на занятиях навыки в обстановке реальной жизни.НаказаниеГолдфрид и Дэвисон (Goldfried, Davison, 1976) отмечают, что существуют три основные процедуры наказания. Применение каждой из этих процедур позволяет снизить частоту возникновения определенного вида поведения. Эти процедуры следующие: предъявление аверсивного события, тайм-аут и использование издержек реакции. Выражение гнева, избиение, угрозы, применяемые при осуществлении индивидом нежеланого поведения, — все это аверсивные события, которые могут понизить вероят-ность повторения данного поведения.Тайм-аут — это процедура, которую поведенческие консультанты часто рекомен-дуют использовать при работе с детьми, имеющими «взрывной» характер. Тайм-аут предполагает удаление клиентов из ситуаций, в которых они могут получить подкреп-ление. Например, поведение ребенка в классной комнате, нацеленное на привлечение внимания, может подкрепляться вниманием преподавателя и одобрением сверстников. Но и то и другое оказывается недоступным, когда ребенка заставляют покинуть классную комнату на какой-то период времени. Процедуры тайм-аута подразумевают четкое инструктирование и адекватное предупреждение клиентов о том, что процедура тайм-аута индуцируется нежелательным поведением. Если же сделанное предупреждение остается без внимания, применять тайм-аут следует систематически и бесстрастно. Немерофф и Кароли, отмечают: «Наиболее эффективные программы работы с детьми включают в себя использование тайм-аута продолжительностью от 5 до 20 минут; если же дети очень маленькие, может быть эффективным тайм-аут продолжительностью от 1 до 5 минут» (Nemeroff, Karoly, 1991, p. 150).Использование издержек реакции подразумевает удержание некоторой доли со-бранных клиентом подкрепляющих стимулов тогда, когда клиент демонстрирует неже-лательное поведение. Например, клиентов, по отношению к которым применяется же-• тонная система, могут лишить части жетонов. Так же как и другие процедуры наказания, данная процедура должна применяться в сочетании с позитивным подкреплением желательного или альтернативного поведения.Помощь клиентам в получении подкрепленияОчень важным аспектом поведенческого консультирования является оказание кли-ентам помощи в увеличении числа и расширении пределов доступных им подкрепляющих стимулов. Клиентам не следует пассивно полагаться на других людей, они должны определять и активно разыскивать людей, виды деятельности и ситуации, которые могли бы обеспечить желательное подкрепление. И в этом клиентам должны помогать кон-сультанты. Левинсон и Либет (Lewinsohn, Libet, 1972) утверждают, что низкая степень позитивного подкрепления — это решающая предпосылка для формирования де-прессивного поведения и что состояние клиента улучшается при усилении позитивного подкрепления. Левинсон и Либет провели интересное исследование. Сто шестьдесят пунктов, содержащихся в «Плане приятных событий» и оцененные субъектом как наиболее приятные, были введены в план действий данного субъекта. Этого человека попросили в течение 30 последующих дней перечислять в конце каждого дня действия, которые он совершал. Левинсон и Либет обнаружили, что более чем у 30 субъектов существовала связь между настроением и приятной деятельностью, хотя имелись выраженные индивидуальные различия. Исследователи выделяют в клиническом применении программ деятельности следующие элементы: а) определение того, какая именно деятельность является потенциально подкрепляющей; б) демонстрацию клиентам слабой выраженности их поведения, которое приносит позитивное подкрепление; в) постановку цели; г) выявление изменения поведения.Другое интересное исследование провели Турнер и его коллеги. В данном исследо-вании приняли участие студенты колледжа, испытывавшие умеренную депрессию. По-лученные результаты подтвердили эффективность использования программ деятельности, а также обучения субъектов расширению спектра приятных видов деятельности (Turner et al., 1979). Исследование, проведенное Цейссом (Zeiss et al., 1979), показало, что при работе с испытывающими депрессию амбулаторными больными все виды лечения, нацеленные на развитие у пациентов навыков межличностного взаимодействия, когниций и на побуждение пациентов использовать программы деятельности, значительно уменьшают выраженность депрессии.Цейс отмечает, что во всех случаях лечение способствовало улучшению депрес-сивного состояния, так как в процессе лечения пациенты приобретали навыки самосо-вершенствования. В результате у больных усиливалось ощущение личной эффективности.Обучение клиентов использованию самоподкрепленияПоведенческие консультанты часто обучают клиентов подкреплению их собствен-ного поведения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) проводят различие между ад-министративной и участвующей моделями лечения. При использовании админист-ративной модели консультанты назначают лечение, а клиенты подчиняются и выполняют инструкции. При использовании участвующей модели акцент делается на ответственности клиента, а консультанты рассматриваются как преходящие социальные системы поддержки. Обучение клиентов самоподкреплению основывается на утверждении, что клиенты являются активными участниками своего лечения.Обучение клиентов использованию самоподкрепления часто называют формиро-ванием стратегии самоконтроля, или саморегулирования. Такое обучение может включать в себя оказание клиентам помощи в наблюдении за собственным поведением, в постановке личных целей, в определении подходящих подкрепляющих стимулов, в пла-нировании постепенных шагов к цели, в определении момента, когда следует исполь-зовать последствия (Watson, Tharp, 1993). При оказании клиентам помощи в разработке программы самоподкрепления надо следить за тем, чтобы клиенты чувствовали, что они сами выбрали цели или целевое поведение, а также чтобы клиенты чувствовали необходимую для осуществления поставленных задач уверенность. Консультанты часто разрабатывают программы самоподкрепления, состоящие из последовательных шагов. Использование таких программ гарантирует, что клиенты разовьют у себя чувство уверенности на основании положительного опыта. При этом мотивация усиливается как изначально, так и в более поздние сроки. Некоторым клиентам, вероятно, придется создавать элементы навыков до того, как они начнут использовать программы саморе-гулирования.СамонаблюдениеПоведенческие консультанты поощряют клиентов наблюдать за собой и контролировать себя как с целью повышения мотивации, так и с целью определения целей. Однако при использовании в качестве лечебного воздействия одного лишь самонаблюдения эффект часто оказывается недолговременным. Самонаблюдение важно в начале, в процессе и после осуществления программ самоподкрепления. Первоначально самонаблюдение способствует формированию базиса и повышению уровня осознания. В процессе осуществления программы самоподкрепления самонаблюдение используется как для напоминания, так и для оценки прогресса. Впоследствии самонаблюдение способ-ствует сохранению достижений, хотя на поздних этапах самонаблюдение обычно про-водится не систематически.Консультанты требуют, чтобы клиенты собирали количественные данные. Клиенты могут составлять диаграммы (например, диаграмму, отражающую изменения веса) и заполнять учетные листы (например, учетный лист, показывающий количество вы-куренных сигарет в динамике). Иногда используются наручные и карманные счетчики: например, застенчивая девушка-подросток может записывать, сколько раз она участво-вала в разговорах со сверстниками. Самонаблюдение можно расширить, включив в него регистрацию внутренних и внешних реплик, которые возникают перед совершением действий, а также регистрацию последствий действий.Поскольку клиентам не всегда удается внимательно наблюдать за собственным поведением, консультанты должны обучать их самонаблюдению и регулярно оценивать, насколько они продвинулись вперед.Контроль стимулаТоресен и Мэхони (Thoresen, Mahoney, 1974) отмечают, что существуют две основные стратегии самоконтроля, которыми могут воспользоваться клиенты, желающие оказывать влияние на свои действия. Во-первых, клиенты могут сделать попытку изменить окружающую среду, чтобы управлять целевыми действиями до их совершения. Во-вторых, клиенты могут назначить самим себе награду после совершения действия или ряда действий, которые приводят к достижению цели или подцели.Поведенческие консультанты помогают клиентам использовать контроль стимула как одну из форм модификации окружающей среды. Контроль стимула влечет за собой либо изменение окружающей среды до воздействия стимулов, либо подачу сигналов, связанных с неадекватными или адаптивными реакциями. Например, поведенческие консультанты предлагают людям, занимающимся по программам снижения веса, изме-нять окружающую среду с целью регулирования потребления пищи следующим образом: следить за тем, чтобы пища находилась вне поля зрения и до нее было нелегко добраться; оборудовать холодильники замками, которые можно открыть только в определенное время; хранить в доме только такое количество продуктов, которые можно потребить за короткий период времени; по возможности избегать контактов, способствующих перееданию. Контроль стимула можно также использовать для усиления адаптивного поведения. Например, учащихся можно приучить ассоциировать письменные столы с работой, если столы используются только для работы. Поведенческие консультанты также применяют контроль стимула при лечении расстройств сна. При этом они побуждают клиентов, страдающих бессонницей, ассоциировать кровати только со сном (Morawetz, 1989).Положительное самоподкреплениеПоведенческие консультанты помогают клиентам создавать программы самоподкрепления в процессе достижения подцели или цели. Самоподкрепляющие стимулы бывают внешними и внутренними. Существуют два способа использования внешних подкрепляющих стимулов: 1) применение к самому себе новых подкрепляющих стимулов, которые выходят за рамки повседневной жизни (например, нового предмета одежды или какого-либо особого события); 2) изначальный отказ от какого-то приятного повседневного опыта и применение его в последующем к самому себе в связи с совершением некого желательного действия. Внутренние подкрепляющие стимулы представляют собой заявления, сделанные в ходе беседы индивида с самим собой (например, «Это потрясающе», «Хорошо сделано», «Я доволен, что сделал это») и свидетельствующие об удовлетворении, полученном данным индивидом в связи с совершением целевых действий.Поведенческие консультанты, разрабатывающие положительные программы само-подкрепления вместе с клиентами, принимают во внимание множество соображений. Прежде всего, консультанты и их клиенты должны определить подходящие виды воз-награждения. Кэнфер и Гэлик (Kanfer, Gaelick, 1986) отмечают, что всегда, когда только это возможно, надо соотносить положительный самоподкрепляющий стимул с целевым поведением. Например, людям, стремящимся похудеть, следует покупать одежду, подходящую для более тонкой фигуры. Как уже отмечалось ранее, поведенческие кон-сультанты могут разбивать сложные задачи на несколько частей, чтобы клиенты воз-награждали себя за последовательное достижение все более важных целей. Кроме того, связь между достижением и подкреплением должна быть четкой. Консультанты могут побуждать клиентов составлять персональные контракты и определять в них отношения между положительным самоподкреплением и желательными действиями. В качестве альтернативы консультанты и клиенты могут составлять двусторонние контракты. Составление таких контрактов способствует развитию у клиентов навыков самосо-вершенствования.Сотрудничая с клиентами при разработке программ самоподкрепления, поведен-ческие консультанты внимательно относятся к тем внешним ресурсам, которые могут использовать клиенты. Например, участие в деятельности социального, образовательного, развлекательного или религиозного характера может обеспечить благоприятные возможности для развития чувства уверенности и приобретения навыков общения. Кроме того, в программу можно включить чтение соответствующих книг и учебников по самосовершенствованию. Такой материал должен быть доступным для клиентов, однако, к сожалению, часто дело обстоит иначе (O'Farrell, Keuthen,1983).СамонаказаниеВыше я особо выделил контроль стимула и положительное самоподкрепление. Однако следует отметить, что иногда (достаточно редко) поведенческие консультанты побуждают клиентов назначать самим себе аверсивные последствия. Например, клиенты, использующие программу снижения веса, могут отдавать на нужды благотворительности определенную сумму денег за каждые 100 калорий, превышающие ежедневную норму, или же они могут использовать специальный одеколон с ядовитым запахом по-еле каждой дополнительной закуски (Thoresen, Mahoney, 1974). Кроме того, клиенты могут воображать аверсивные последствия при совершении ими нежелательных действий. Например, люди, стремящиеся к снижению веса, могут представлять, что их ругают, если они едят шоколадный торт. Этот процесс известен как скрытая сенсиби-лизация (Cautela, 1967).АВЕРСИВНЫЙ МЕТОД И МЕТОД «НАВОДНЕНИЯ»В этой главе внимание читателя фокусируется на основных методах поведенческого консультирования. Существуют и другие, менее традиционные и более спорные методы, например аверсивный метод и метод «наводнения». Использование обоих этих методов подразумевает намеренное усиление страданий клиентов. Данные методы обычно применяются в клинической обстановке, а не в процессе консультирования, поэтому я опишу их кратко. В основе аверсивного метода лежит оказание аверсивного воздействия (например, удар током) в связи с неким нежелательным поведением. Аверсивный метод можно рассматривать как одну из техник наказания. Маккуллох и Фельдман (MacCulloch, Feldman, 1967) использовали аверсивный метод в сочетании со специальной программой подкрепления с целью ослабления гомосексуальной ориентации и усиления гетеросексуальной ориентации пациентов, склонных к гомосексуальным контактам (следует отметить, что некоторые исходные положения, на которые опирались Маккуллох и Фельдман, в настоящее время представляются устаревшими).Термин «имплозивная терапия» использовался ранее вместо термина «метод "на-воднения"». Стампфл, разработавший этот метод, рассматривал симптомы, которые проявлялись у его пациентов, как «условные реакции страха и/или условные реакции гнева, сформированные в прошлом, когда индивиды сталкивались с наказанием, пере-живали фрустрацию и боль» (Stampfi, 1975, р. 68). Обычно после проведения двух кли-нических интервью с целью сбора информации консультант представляет воображению клиента сцены, которые постепенно приближаются к тому, что пациент считает наиболее угрожающим. Некоторые сцены могут быть просто чудовищными. Представление таких сцен, по мнению Стампфла, дает возможность максимально приблизиться к реальным событиям, обеспечившим обусловленность. Такие сцены могут вызывать у клиентов очень сильную тревогу. Стампфл предположил, что многократное представление неприятных сцен должно вести к снижению их «потенциала тревожности» через угасание (Stampfi, Lewis, 1968). Поскольку многие реальные события, обеспечившие обусловленность, связаны с детством индивида, Стампфл считает, что работы, в которых описываются психодинамические исследования (в этих работах акцент делается на важности обучения навыкам туалета, на развитии инфантильной сексуальности и агрессивности), целесообразно использовать при определении областей чувствительности, которые играют большую роль в раннем аверсивном обусловливании. Стампфл утверждает, что суть стратегии имплозивной терапии заключается в том, чтобы побудить пациентов встретиться лицом к лицу со своими кошмарами и «привести эти кошмары в замешательство".
На кого рассчитана консультация психолога?Что-то произошло в вашей жизненной ситуации или в отношениях с другом, с близким человеком, с коллегой. Пропало обычное настроение, когда верится, что всё получиться. Нужно что-то решать, делать, а варианты, которые «под рукой» вам не подходят... Самое время разобраться во всём спокойно, разложить все мысли, чувства, желания и действия по полочкам, а потом уже решить: «Что делать?» и«Как делать?». Но, легче сказать, чем сделать... Был бы рядом опытный человек, умеющий слушать и понимать вас, не навязывая своё решение этой ситуации, было бы проще... Хотите разобраться в проблеме?
|
Хотите ли Вы изменить НИЗКУЮ САМООЦЕНКУ и приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Для человека с недостаточным уровнем уверенности в себе свойственны тревожность, трудности в принятии и выполнении своих решений, недостаточная инициатива в общении с людьми, обидчивость, вспыльчивость, страх отвержения.
Начать можно с консультации.
Хотите ли Вы освободиться от ЗАСТЕНЧИВОСТИ И приобрести УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ?
Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:
Начать можно с консультации.
|